"Главное, за что лидер отвечает,— количество зрителей"

Блицинтервью

Министр культуры Владимир Мединский рассказал "Ъ" о господдержке кинематографа.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Расскажите о новой системе финансирования кинокомпаний-лидеров.

— Перед Фондом кино поставлены задачи усилить экспертизу и оценивать результаты так: фильмы лидеров, получившие безвозвратное финансирование из фонда, должны привести в кино одного зрителя на каждые 100 руб. Подсчет начинаем с 2017 года, чтобы не менять правила задним числом. Мы считаем, что компании из списка лидеров должны иметь гарантированную поддержку в размере не менее 250 млн руб. При этом утверждать проекты в фонде, а потом получать определенную свободу в переброске средств внутри проектов. Проекты с кассовым потенциалом менее 250 млн руб.— это примерно 1 млн зрителей — вообще не должны идти через фонд. Для этого есть Минкульт, частные инвесторы, копродукция и т. п.

— Откуда появилась цифра 100 руб.?

— Мы проанализировали данные по рынку, провели совещания с продюсерами, увидели, что из 10-12 продюсеров две трети эту планку перешагивают легко, остальным надо чуть поднажать.

— Зачем вообще нужна фиксация вокруг этой суммы?

— Чтобы определить, кто объективно реальный лидер, а кто нет. У субъективных оценок всегда дурной запашок.

— Но заявки лидеров и так оценивает комиссия экспертов...

— Мы стараемся извлечь лучшее из двух систем: старой и новой. До 2013 года в системе отсутствовал коррупционный фактор, ибо всем давали поровну. Новая система — голосование, конкурсы, питчинги — хороша, но фактор субъективизма, мягко говоря, иногда вызывает вопросы. А в мире кино любые слухи распространяются со скоростью лесного пожара. У всех лидеров сейчас большие пакеты фильмов, они могут получать примерно одинаковые деньги, и нам не надо особо вникать в межпроектное финансирование. Главное, за что лидер на выходе отвечает,— количество зрителей, которых его фильмы привели в кинотеатр, оторвав от голливудской "жвачки".

Считаю, фонд должен не только раздавать деньги, но и контролировать продвижение фильмов. Минкульт, например, вручную контролировал промо "Битвы за Севастополь", "Батальона", "28 панфиловцев" — и все они собирали существенно больше, чем средний фильм фонда. Каждый из них стал блокбастером с 400-500 млн руб. сборов при вложении всего лишь 30 млн руб. от министерства. Фонд вкладывает 200-300 млн руб., но не уделяет внимания рекламе, продвижению на телеканалах, работе с киносетями — дал денег и забыл. Если обратятся за грантом на рекламу — дадим еще. Это неправильный подход. Правильный — работать вместе, увлечь зрителя в кинотеатр и показать, какое хорошее мы делаем кино.

— Приведенные вами примеры единичны.

— А эти релизы вообще не должны были выстрелить! Это авторское кино, и на его примере мы показали, что если работать с талантливыми режиссерами, помогать им с продвижением, то отдача будет 10-15 руб. на каждый рубль. Мы в ручном режиме помогаем. Что вам нужно — места съемок? Технику дать? Помочь с наружной социальной рекламой? Мы все эти вопросы помогаем решать. Сам обзваниваю, бывает, музеи-заповедники, они же съемочные площадки, или операторов наружной рекламы — прошу помочь кинопроектам. Двигаем западные релизы. Торгуемся с киносетями. И отдача колоссальная. А у фонда кратно большие деньги. Давайте работать вместе. Дайте результат!

— 2016 год стал рекордным по кассовым сборам и количеству зрителей российского кино. Почему тогда вы считаете работу фонда недостаточно эффективной?

— Эти цифры оценивают не работу фонда, а эффективность госполитики в сфере культуры. Фонд — один из инструментов этой политики, которую реализует Минкульт. Поэтому неправильно говорить отдельно об успехах Минкульта или о претензиях к фонду. Это наши общие успехи и общие претензии, в том числе и к самим себе. Если кратко: KPI на 2016 год, которые мы ставили перед фондом и перед собой по доле зрителей российского кино, несмотря на значительный рост, не выполнены. Да, есть принципиальная и положительная разница между тем, как фонд работает сейчас, и тем, как было до 2013 года, когда десяти лидерам киноиндустрии, по сути, бесконтрольно раздавалось по 300 млн руб. в год. Сейчас лидеры должны защищать конкретные проекты публично под камеры, нелидеры тоже допускаются к финансированию, если прошли конкурс. Введена сценарная и проектная экспертизы. Заказываются сценарии под будущие проекты. Все выдаваемые средства — это очень важно — разделены на безвозвратные, как ранее, субсидии и возвратные. То есть фонд начинает постепенно выполнять и очень важную функцию кинобанка. Наконец, введена приблизительная оценка бюджета проекта и контроль над ним. Говорю "приблизительная", потому что на самом деле кинокомпания может нарисовать любой бюджет и убедить в его реалистичности комиссию.

Успехи у фонда есть, мы их ценим, но они могли бы быть более впечатляющими. Сейчас система финансирования неравномерна: одному фонд дает 100 млн руб., другому — 200 млн руб., и хотя это коллегиальное решение, один лидер оказывается обиженным, другой — условно перефинансированным. Обидно, когда фонд увлекается финансированием весьма посредственного, проходного кино. При поддержке фонда должны выходить фильмы масштаба "Экипажа", "Притяжения", "Викинга" и т. д. Поддержка авторских экспериментов не задача фонда. Этим занимается Минкульт с четкой ориентацией: дебюты, авторское и фестивальное кино, документалистика.

Интервью взяла Анна Афанасьева

Вся лента