Транспорт загнали в программу

Пенза надеется получить федеральное софинансирование на реконструкцию дорожной инфраструктуры

Пензенская городская дума в пятницу, 31 марта, рассмотрит проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2026 года. В программе сложившаяся ситуация характеризуется как критическая — транспортная инфраструктура устарела, растет число личных автомобилей, что провоцирует увеличение заторов на дорогах. Изменить ситуацию планируется за счет проведения реконструкции дорог, организации платных парковок и оптимизации маршрутов грузового и пассажирского транспорта. Депутаты гордумы говорят, что спешное принятие программы необходимо для получения федерального финансирования.

Фото: Игорь Чижов, Коммерсантъ

Депутатам Пензенской городской думы предложено утвердить «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры МО город Пенза на 2017–2026 годы». Соответствующий документ внесен на рассмотрение в думу администрацией города. Программа рассчитана на улучшение состояния улично-дорожной сети Пензы, обеспечение доступности общественного транспорта для инвалидов, повышение безопасности дорожного движения и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры.

Документ состоит из четырех разделов. В первом разделе вкратце рассказывается о Пензе. Транспортная инфраструктура характеризуется как «хорошо развитая», представленная всеми видами транспорта. При этом «надежность транспортных связей между отдельными районами города невысока ввиду существенной пересеченности рельефа, наличия многочисленных естественных и искусственных преград» — рек и железной дороги. Отмечается, что действующая сеть автодорог сформирована в 1970–80 гг., и технические параметры улиц «не соответствуют действующим нормативам и размерам движения транспорта». Кроме того, большая часть дорог «имеет высокую степень износа и низкую пропускную способность», «отрицательно влияет на общую обстановку и точечная застройка центра города».

В то же время число личных автомобилей в Пензе увеличивается: по данным на 1 января 2016 года, в городе было зарегистрировано 170,07 тыс. транспортных средств. Подавляющая часть — 155,5 тыс. — это легковые автомобили, с 2011 года их количество выросло на треть. В программе отмечается, что «транспортные заторы в Пензе стали повседневным явлением». А вот объем перевозок общественным транспортом сокращается. В настоящее время 64 маршрута обслуживает семь частных и два муниципальных перевозчика, 988 единиц транспорта. «Сложившаяся в Пензе ситуация в области транспорта может характеризоваться как критическая. Ее дальнейшее развитие ведет к банкротству большинства предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, вынужденному повышению тарифов и сокращению маршрутной сети, — говорится в программе. — Ликвидация транспорта общего пользования, как показывает мировой опыт, стимулирует активное использование индивидуального автотранспорта для совершения поездок, в конечном итоге приводя к транспортному коллапсу». Также упоминается о недостатке пешеходных переходов, проблеме грузового транспорта, нехватке дорожной техники и финансирования.

Во второй — прогнозной главе — авторы программы приходят к выводу о том, что до 2020 года «не ожидается значительного изменения направлений движения пассажирских транспортных потоков и транспортного спроса населения». Для решения проблемы предлагается повысить доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов, увеличить количество обустроенных пешеходных переходов и тротуаров, поставить светофоры и пешеходные ограждения, провести капремонт участков улично-дорожной сети с устройством дополнительных полос движения и другое. «За счет проведения работ по созданию автоматизированных информационных и управляющих систем в Пензе, организации платного парковочного пространства, оптимизации маршрутов грузового и пассажирского транспорта общего пользования сократится интенсивность движения на основных магистралях города, повысится скорость движения транспорта, снизится в целом нагрузка на улично-дорожную сеть города», — говорится в программе.

В третьей части устанавливаются целевые показатели программы, которые пока не прописаны. В четвертой — перечень мероприятий. Например, ежегодное проведение капремонта дорог и приведение в нормативное состояние подходов и подъездов к школам, в 2017 году — реконструкция улиц Антонова и Бакунина, капремонт Свердловского моста, до 2018 года — строительство автодороги между поселками Нефтяник и Заря и прочее. Программа будет реализовываться в два этапа — с 2017 по 2020 годы и с 2021‑го по 2026‑й. Данных о финансировании нет. Говорится только, что объем финансирования «недостаточен и определяется ограниченными возможностями бюджета».

Депутат гордумы (КПРФ) Олег Шаляпин говорит, что программа обсуждается давно. «В четверг на внеочередном заседании комиссии по транспорту мы ее обсуждали, чтобы вынести на думу в пятницу. Это нужно, чтобы попасть в федеральную программу, которая предполагает софинансирование этих мероприятий, — сказал он. — Да, в программе перечислено множество мероприятий. Это максимальная задача, к которой мы должны стремиться. Будем надеяться, что все планы будут реализованы».

Ася Сафиуллина

Вся лента