ВВП или ВНС?

В Мосгордуме в рамках Третьего международного фестиваля буддизма прошел круглый стол «Концепция счастья. Встреча Востока и Запада». Обозревателя «Коммерсантъ FM» Станислава Кучера особенно порадовало общение с делегацией из Бутана: ее возглавлял Дордже Пенджо, который руководит Центром изучения валового национального счастья.

Валовое национальное счастье, сокращенно ВНС — это не термин из антиутопии в духе Оруэлла и не саркастический оборот автора антирежимного памфлета. ВНС в Бутане — главный показатель измерения качества жизни и успешности государства. В 1972 году его официально ввел в обиход король Джингме Сингье Вангчук. Он же впервые произнес фразу, которую сейчас все активнее повторяют американские и европейские философы и экономисты: «Валовое национальное счастье важнее валового внутреннего продукта». Бутан на тот момент являл собой нищую страну с перспективой превращения в лучшем случае в колонию, в худшем — в банановую республику. Я был бы счастлив сказать, что с тех пор Бутан превратился в некое подобие Сингапура, но это было бы, мягко говоря, сильным преувеличением. Страна по-прежнему в списке беднейших государств мира с годовым доходом в $1100 на человека. Однако кое-что изменилось и, смею предположить, это кое-что заставляет многих представителей «золотого миллиарда» если не завидовать бутанцам, то, как минимум, пересматривать свои представления об успехе в жизни.

Король провел целый комплекс реформ, в результате которых в стране, 20% территории которой покрыто ледниками, а половина — раскинулась на высоте 3 км, появились дороги, электричество, радио и телефон, а в начале нового тысячелетия — телевидение. В 1998-м король впервые в истории государства обеспечил ротацию высших чиновников, передав исполнительную власть кабинету министров. Реформа образования, обязательное обучение английскому, приглашение учителей-добровольцев из Америки и Европы. Открытие страны для туризма и введение высочайших въездных пошлин, что стало одним из главных источников пополнения бюджета. Для Бутана это были не менее революционные изменения, чем реформы Ли Куан Ю для того же Сингапура. Но не эти полезные перемены я имел в виду.

Король Бутана первым из правителей мира признал: душевное благополучие граждан говорит об успешности страны больше, чем военные и экономические успехи вместе взятые. И, признав, создал Центр изучения валового национального счастья, который за границей окрестили «министерством счастья». Его задачей стало исследование качества жизни в стране на основе понимания степени психологического комфорта ее жителей. Для описания всей системы подсчета ВНС даже вкратце директору центра Дордже Пенджо вчера не хватило и 20 минут. Но, судя по тому, что о введении показателя ВНС размышляют теперь в передовых мозговых центрах Запада, система работает.

— Вы много путешествовали по Бутану, неужели не встречали несчастных? — спросил я вчера путешественника Евгения Ковалевского, который в одну из поездок туда опросил на эту тему 500 человек в разных частях страны.

— Ну почему? В итоге я нашел одну женщину, которая так прямо и сказала: «Я несчастлива», — ответил Евгений. — Ее муж был неисправимым алкоголиком, и из-за этого она не могла чувствовать себя счастливой. Сам муж при этом просто светился счастьем!

— Наверное, эта дама здорово портит вам статистику по валовому национальному счастью, — с плохо скрываемой иронией сказал я Дордже Пенджо.

«Министр счастья» рассмеялся:

— В нашем языке нет слова «сарказм», как нет и слова «депрессия». Мы не производим, не экспортируем счастье и не претендуем в этом плане на мировое лидерство. Но да, нам приятно, что мы первые не только говорим о счастье своих граждан, но и измеряем его, и на основе этого планируем любые реформы.

Зарядившись позитивом от товарищей из Бутана, я сел писать этот текст и уж было хотел закончить его пожеланием отправить наших политиков (и из власти, и из оппозиции) на стажировку в Бутан. А потом представил, какие перспективы ожидают этот опыт на чуждой ему российской почве и передумал. Что-то подсказывает мне: ВВП здесь еще долго будет востребован больше, чем ВНС.

Вся лента