Маленькие играют как большие

Little Big выступили в Москве

Концерт рейв

В зале Stadium состоялся самый многолюдный на сегодняшний день столичный концерт петербургской электро-рейв-группы Little Big. БОРИС БАРАБАНОВ побывал на концерте и оценил масштаб популярного в YouTube явления.

На концерте Little Big в "Стадиуме" не было аншлага. Для группы, которой нет на ТВ и радио, 4 тыс. зрителей, собравшихся в зале,— приличный результат. Но неуникальный. По нынешним временам "песня на радио" иногда не так важна, как солидный аккаунт в инстаграме. Однако даже то, что главным механизмом продвижения музыки LIttle Big являются канал на YouTube с 882 тыс. подписчиков и группа "ВКонтакте" с 287 тыс. подписчиков, не делает случай этой команды уникальным. У канала лейбла Black Star более 2 млн подписчиков, в официальной группе рэпера Оксимирона "ВКонтакте" — 752 тыс. LIttle Big — детище видеоблогера Ильи Прусикина, но на нынешнем этапе уже, похоже, каждый второй видеоблогер делает свой музыкальный проект.

За прогрессом LIttle Big интересно наблюдать потому, что группа выбрала образ, в котором утрированный русский колорит пропущен через призму вездесущей уличной культуры с сильным эротическим подтекстом. В песнях группы куплеты исключительно на английском языке, но это такой универсальный английский, который в сегодняшнем мире даже необязательно учить. Поэтому у Little Big насыщенный зарубежный гастрольный график.

В репортаже с концерта LIttle Big невозможно избежать темы влияния южноафриканского дуэта Die Antwoord, с выступления на разогреве у которого когда-то началась история успеха петербуржцев. Перед концертом корреспондент "Ъ" провел какое-то время в очереди на вход в Stadium, и название Die Antwoord в разговорах фанатов всплывало постоянно. Однако в музыкальном смысле Die Antwoord более изящны. Это чувствуется даже несмотря на то, что LIttle Big точно так же эксплуатируют самые громкие и прямолинейные разновидности танцевальной электроники и при этом, как и коллеги из ЮАР, выдерживают довольно высокий градус иронии. Вопрос только в том, насколько эту иронию считывает аудитория LIttle Big.

Илья Прусикин — он же Ильич, центральный персонаж шоу LIttle Big, парень с татуировками и прической, состоящей из одинокого чуба на лысом черепе,— честно признается в интервью, что составляет треки и видеоролики группы из самых распространенных и стереотипных деталей поп-конструктора. Этот метод — взять самое очевидное и довести до абсурда — он использовал еще до LIttle Big, когда играл в эмо-группе. В редких беседах с журналистами господин Прусикин вообще выглядит очень крепким маркетологом, манипулятором, который вполне способен бросить вызов Сергею Шнурову. Однако пока, видимо, время для этого не настало.

У LIttle Big достаточно простая сценография. Никаких инструментов, только диджей и четыре человека с микрофонами. Ближе к финалу к группе присоединилась Татарка, она же видеоблогер Ирина Смелая,— жена Ильича и автор интернет-хита "Алтын". Ее появление и было главной интригой концерта — по крайней мере судя по комментариям фанатов.

Их примерный возраст — 16-18 лет. При этом музыкальная основа треков LIttle Big — это самые расхожие штампы танцевальной музыки 1990-х. Корреспондент "Ъ" услышал отголоски тех вещей, под которые 20-25 лет назад танцевали и на стадионах, и в подвалах,— от диджея Маруши до Scooter и хеппи-хардкора до группы "Русский размер". Но большая часть присутствующих родилась на свет, когда Scooter уже спели свою "How Much Is The Fish". А вот сам Ильич вполне мог застать это незабываемое произведение в детстве — ему сейчас 32 года. Судя по реакции публики, он сумел заставить весь этот трэш 1990-х работать на сегодняшнее поколение. Он называл своих поклонников "пупсиками" и требовал показать свои "факушки" (то есть средние пальцы). В ответ юноши и девушки отчаянно "колбасились" — тоже слово из 1990-х, лучше которого пока не придумали.

Чего не обнаружил корреспондент "Ъ" в зале, так это людей с признаками наркотического и алкогольного опьянения. Бармены откровенно скучали. Сказался возраст и кредитоспособность публики. Кроме того, несмотря на тематику песен и общий "отвяз", LIttle Big не излучали на концерте той энергии опасности, которая характерна для настоящего рейва. Рейв, каким его знает старшее поколение, всегда был на грани закона. А самое радикальное, что можно было увидеть в зале,— целующихся девушек лет пятнадцати.

LIttle Big со всей их туалетной лирикой и песнями про "большой член" работают с подростками, которым нужно успеть на метро. Поэтому выступление группы длилось не более полутора часов. Родители могут быть спокойны. Плохому LIttle Big не учат. Может быть, до поры до времени.

Вся лента