«Мне говорили: ты для этой должности толстая»

Стюардесса Евгения Магурина ответила на вопросы “Ъ”

— Евгения, когда вы почувствовали давление?

Стюардесса Евгения Магурина

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— С 15 августа 2016 года резко поменялась география полетов. Вместо Америки я начала летать в Самару, Уфу, Казань — ни одного заграничного рейса до середины января 2017 года. Тогда скандал уже вышел в СМИ, и «Аэрофлот» поставил мне рейс в Караганду, чтобы обвинить меня во лжи. Но это смешно, если раньше я не вылезала из Америки, теперь мне открыли Баку и Ташкент. В итоге меня лишили денег в три этапа. Первый, когда закрыли заграницу, потому что за пересечение границы идет надбавка: СНГ — 500–600 руб. за рейс, а Америка — 3 тыс. руб. В октябре сняли часть надбавки за размер одежды — за то, что я не соответствую размерному ряду «Аэрофлота». Я получила официальный ответ руководства, в котором написано: так как у вас размер одежды не 48-й, то к вам применены меры снижения оплаты труда. И последний раз — за снятие с должности старшего бортпроводника.

— «Аэрофлот» пояснил, что вы лишь исполняли обязанности старшего бортпроводника, пройдя обучение в 2013 году. Вы тогда на всех рейсах были старшим бортпроводником?

— Я работала внештатным старшим бортпроводником с 2012 года, но не на всех типах самолетов. Это, кстати, странно, что до 2017 года я летала в должности внештатного старшего бортпроводника. В чем была проблема ввести меня в штат, непонятно. Когда я обращалась с этим вопросом к руководству, мне говорили: ты для этой должности толстая.

— Но у вас же большой размер одежды не в прошлом году возник?

— Конечно, я и пришла в «Аэрофлот» уже с 48-м размером. И до августа 2016 года я устраивала «Аэрофлот», а потом уже не устраивала. Как мне сказали: у нас новые правила игры, и ты в них не вписываешься. Это произошло после фотографирования в июне прошлого года.

— К другим бортпроводникам тоже возникли вопросы по поводу одежды?

— Я не одна такая, у нас много таких людей. Навесили на всех ограничения. Причем я знаю из достоверных источников, что у отдела планирования волосы дыбом: некого ставить на рейсы, так как все либо толстые, либо старые, либо страшные. В феврале сказали, что у нас много людей уволилось. Эта политика — мясорубка. Людей выживают любыми способами, начиная от морального давления и заканчивая короткими ночными рейсами, когда не спишь несколько ночей подряд. Сейчас, когда скандал вышел в СМИ, вроде у некоторых моих коллег пошли подвижки в лучшую сторону. У меня нет. Но вы представляете, как можно довести работника, чтобы он обратился в суд? Я понимаю, что я пошла против системы, против монстра.

— А ваши коллеги намерены что-то предпринять в защиту своих прав?

— Моя коллега Ирина Иерусалимская подала в суд. Ее два года назад сняли с международных рейсов, после того как она имела неосторожность взять отпуск в 35 дней, который она заработала. Сейчас у нее короткие рейсы по России, минимальный набор часов и в итоге минимальная зарплата.

— А набор новых стюардесс идет?

— Идет, но идет и массовое увольнение — не все выдерживают.

— Есть понимание, почему к стюардессам предъявляют претензии из-за возраста и размера?

— Ходит слух у нас, что к 2018 году в «Аэрофлоте» не остается ни одной стюардессы старше 40 лет. А уж каким образом они это сделают... Ни в одном законе нет возрастных параметров, после которых нельзя работать. Человек может работать до тех пор, пока он проходит медицинскую комиссию.

Анастасия Курилова

Вся лента