"Система" собирает деньги на Индию

В Sistema Asia Fund решили привлечь сторонних инвесторов

АФК "Система" намерена увеличить объем своего венчурного фонда Sistema Asia Fund с $40 млн до более $100 млн за счет привлечения к нему сторонних инвесторов. Фонд вкладывается в стартапы Индии и Юго-Восточной Азии с конца 2015 года. Его последней сделкой стала покупка за $2,5 млн 8,3% компании Licious, торгующей через интернет мясом и рыбой.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Sistema Asia Fund (SAF) намерен в течение года увеличить объем фонда с текущих $40 млн до более $100 млн за счет привлечения средств сторонних, в том числе зарубежных, инвесторов, рассказал "Ъ" старший управляющий партнер SAF Advisory Андрей Теребенин. Вопрос об уже достигнутых договоренностях он не комментирует.

SAF начал работу в конце 2015 года. Фонд зарегистрирован в Сингапуре и специализируется на инвестициях на ранних стадиях в стартапы преимущественно из Индии и Юго-Восточной Азии. SAF, как правило, вкладывает в проекты $2-7 млн для получения доли в размере 5-15% и места в совете директоров. Направления для инвестиций — технологии для массовых рынков (consumer tech) и корпоративного сектора (enterprise tech).

В марте SAF стал акционером индийской компании Licious, вложив $2,5 млн и получив 8,3% ее акций, говорит Андрей Теребенин. Licious работает на рынке торговли мясом и рыбой, 90% которого в Индии представляет неорганизованная розница. Компания построила в Бангалоре мясоперерабатывающий завод мощностью 10 тонн в день с помещениями для хранения и переработки, для управления которыми применяются технологии интернета вещей. "Это большой рынок объемом $3 млрд, на котором нет качественных брендов, а у проекта есть преимущество первопроходца, быстрый рост масштаба на 25% в месяц плюс стабильная клиентская база с повторными заказами",— объясняет господин Теребенин.

Ранее фонд вложился в компании Seclore (управление и защита цифровых прав; инвестиция SAF около $4 млн), Qwikcilver (технологии подарочных карт и предоплаты товаров и услуг; около $4 млн), Wooplr (мобильная платформа, посвященная женской моде; около $2,5 млн). Кроме того, SAF пользуется экспертизой АФК "Система" и ее "дочек" для обмена опытом и обкатки проектов в России. "Мы хотим, чтобы стартапы, в которые мы инвестируем, приходили и на российский рынок. Например, тот же Qwikcilver мы уже привозили в Россию и организовывали встречи со всеми ритейловыми компаниями группы АФК",— рассказывает господин Теребенин. По его словам, индийская телекоммуникационная "дочка" "Системы" SSTL также предоставляет индийским компаниям компетенции в области маркетинга.

Среди российских венчурных бизнесменов наиболее активно на рынке Индии работают ru-Net Леонида Богуславского (совладелец Snapdeal, AppsDaily, Helpchat, PepperTap, Faasos, Housejoy) и DST Global Юрия Мильнера (Ola, Flipkart, Grofers, Practo). По оценке Morgan Stanley, интернет-отрасль Индии ждет резкий рост: проникновение интернета в стране вырастет с 32% в 2015 году до 59% в 2020-м, а число онлайн-покупателей — с 50 млн до 320 млн за тот же период. Объем индийского рынка e-commerce за эти же годы увеличится с $16 млрд до $100 млрд, прогнозирует Deloitte. При этом за последние пять лет в Индии появилось десять так называемых компаний-единорогов, чья капитализация уже превысила $1 млрд. Среди них в том числе есть проекты, в которые вкладывались российские инвесторы: сервис по вызову такси Ola, интернет-магазин Flipkart, маркетплейс Snapdeal.

Роман Рожков

Вся лента