Вопрос цены

Олег Киселев, начальник Южного ГУ Банка России

На юге России наблюдается общая для страны тенденция к снижению количества микрофинансовых организаций. Так, по состоянию на начало 2016 года на территории Южного федерального округа было зарегистрировано 269 МФО, на территории Северо-Кавказского федерального округа — 199. По данным на 1 января 2017 года в ЮФО зарегистрировано 189 микрофинансовых организаций. Больше всего их в Ростовской области и в Краснодарском крае — 61 и 59 МФО соответственно, на третьем месте Волгоградская область — 25 МФО. В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 01.01.2017 зарегистрирована 91 микрофинансовая организация. Есть основания говорить о том, что число МФО в 2017 году продолжит сокращаться. Этому будут способствовать, во-первых, политика ЦБ, направленная на оздоровление отрасли и укрепление репутации микрофинансовых компаний как полноправных участников рынка кредитования, а во-вторых, действия саморегулируемых организаций микрофинансового рынка, избавляющихся от недобросовестных членов.

Еще одна заметная тенденция, которая окрепла в 2016-м и, вероятнее всего, продолжится в текущем году,— прирост портфеля микрозаймов. Так, в Южном федеральном округе за три квартала 2016 года было выдано 7,67 млрд руб. микрозаймов, прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 337 млн руб. Лидеры: Ростовская область — выдано 4,4 млрд руб., Краснодарский край — 2,4 млрд руб. и Астраханская область — 576,9 млн руб.

Трендом в микрофинансировании становится рост числа заемщиков из группы малого и среднего бизнеса. Его можно считать устойчивым, так как МФО, работающие с юридическими лицами, в первую очередь нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса. Среди заемщиков-физлиц растет число индивидуальных предпринимателей. Способствовать укреплению тренда будет и позиция Банка России — поддержка этого рынка, а также информирование предпринимателей о том, что в МФО можно оформить займы, в том числе и на стартапы.

Можно сделать вывод, что МФО заняли свою нишу на рынке, имеют свои клиентские группы и доказали свою устойчивость и востребованность в период кризиса. Микрофинансовые организации успешно дополняют банковский сегмент, работая в том числе там, где нет крупных банков, благодаря чему финансовые услуги становятся более доступными.

Вся лента