«У пилота могла быть временная потеря сознания»

Эксперт в эфире «Ъ FM» — о версии крушения Ту-154 под Сочи

Газете «Коммерсантъ» стали известны новые подробности авиакатастрофы над Черным морем. По данным издания, самолет Минобороны Ту-154 разбился под Сочи из-за ошибки пилота. Летчик, набрав высоту 250 м, перевел машину в режим посадки. Ту-154 снижался под управлением пилота до самого столкновения с водой. По одной из версий, командир экипажа был дезориентирован в пространстве. В Минобороны также изучают медкарту летчика и результаты его психологических тестов. Авиакатастрофа произошла 25 декабря. На борту находились 92 человека, в том числе артисты ансамбля им. Александрова и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Ведущий «Коммерсантъ FM» Олег Булгак обсудил эту версию с экспертом, бывшим командиром воздушного судна Александром Романовым.

Фото: Дмитрий Норов, Коммерсантъ

— Самолет находился над морем в темное время суток. Эксперты считают, что командир Роман Волков не видел впереди ориентиров и даже горизонта, при этом не ориентировался на приборы. Такое возможно?

— Нет, невозможно. На взлете экипаж смотрит только на приборы — авиагоризонты, скорости — потому что все этапы взлета зависят именно от высоты, скорости, положения и угла атаки.

— Идея о том, что пилот мог потерять ориентацию, на чем может быть основана? Бывает такое?

— При наборе высоты пилот не мог потерять ориентацию и принять звезды в море за звезды в небе, потому что он туда просто не смотрит. К катастрофе мог привести медленный «завал» авиагоризонта, на который и должен был ориентироваться экипаж.

— Усталость, эмоциональная напряженность летчиков могли сказаться на принятии решений? Все-таки полет в Сирию затянулся: целый день ожидали вылета, летели с посадкой.

— Усталость в современной авиации сейчас играет огромную роль. Есть такое понятие, как «синдром хронической усталости». У многих пилотов во всем мире это очень болезненная тема. Так что, к сожалению, временная потеря сознания, ухудшение самочувствия у пилота могли быть.

— Второй пилот участвует во взлете? Или только один из них занимается взлетом и посадкой?

— Второй пилот обязан и дублировать, и контролировать взлет и посадку. Среди экипажа был еще и бортинженер, который также должен был подсказывать экипажу какие-то моменты, возможные неполадки, нарушения или сбои в системах, в том числе и при пилотировании.

— То есть если бы у командира экипажа случилась бы дезориентация в пространстве, то коллеги его бы подстраховали?

— Да, наверное, но это такая фантастическая версия.

— 4 тыс. часов налета у командира экипажа Романа Волкова — это много? Его можно назвать опытным пилотом?

— В общем, да. Но в авиации есть такое понятие, как «эффект птицы». Он появляется, когда пилот налетает 10 тыс. часов и более, и летчик уже чувствует пространственное положение, как и птица.

— Раньше были опубликованы расшифровки «черного ящика», из которых видно, что летчики кричали про закрылки. А теперь цитирую статью «Ъ»: «Машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала». Как можно оценить такую резкую смену версий?

— Очень часто такие версии, высказанные до окончания официального расследования, показывают, что они были несостоятельными, вброшенными кем-то. Официальной версии быть сейчас пока не может. Расследование не закончено. Поэтому, думаю, это преждевременно это обсуждать.

— Кто в конечном итоге будет отвечать за трагедию? Летные инструкторы, психологи, врачи, могут быть привлечены к ответственности?

— У нас в российской авиации очень много руководителей, служб, но ни в одной структуре нет прямой ответственности за такие трагедии. Трагедия отразится только на семьях погибших и близких людях, которые понесут большую утрату и потерю.

Вся лента