Без лишнего преуменьшения

«Гараж» замахнулся на триеннале

В музее современного искусства «Гараж» открылась первая Триеннале современного российского искусства. О том, что вышло из идеи отказаться от интернационального состава и показывать работы российских художников, рассказывает ДИАНА МАЧУЛИНА.

«Национальный формат» в 2016 году во время обсуждения дальнейших перспектив Московской биеннале современного искусства предлагал куратор Андрей Ерофеев. В пример он приводил успешную биеннале в Йоханнесбурге, в которой участвовали только африканские художники. Вместо того чтобы пытаться быть не хуже других и выдавать стандартный набор работ мировых звезд, там показывали уникальный материал.

В «Гараже» источником своего вдохновения избрали Биеннале американского искусства музея Whitney в Нью-Йорке. Кураторы «Гаража» проехались по самым интересным художественным точкам регионов — местам образовательной и выставочной работы ГЦСИ, ныне аннексированного складом соцреализма РОСИЗО. А там, где ГЦСИ за 25 лет своего существования не успел вложить усилия в развитие региона, современное искусство доказало, что умеет расти само по себе. Так произошло, например, в Краснодарском институте современного искусства, воронежской галерее Х.Л.А.М. и саратовской галерее ИМХО.

Команда «Гаража» рассказывает, что за время работы над проектом их оптика изменилась, они не ожидали увидеть столько хорошего российского искусства и с удивлением узнали, что многие открытые ими художники уже выставлялись в Москве. Ну а чтобы не показалось мало и неубедительно, регионалов сопроводили классиками: работами участников Документы и Венецианской биеннале Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского и Дмитрия Пригова.

Это, конечно, не «Россия, которой вы не видели», как гласит слоган выставки. Ижевская микро-арт-группа «Город Устинов», ученики бурановских бабушек, превратившие пули ижевского завода в мирные пейзажи, и чеченец Аслан Гайсумов с его подлинными городскими объектами, испещренными узором от пуль, были участниками 5-й Московской биеннале. Таус Махачева, гордость Кавказа, выпускница лондонского Голдсмит-колледжа, открывала шестую. Один из лучших показов искусства региона — у группы «Нежные бабы» из калининградского ГЦСИ. За анекдотическим названием скрываются серьезные темы: как иногда тяжело быть невестой, матерью, человеком. Есть в экспозиции и новая работа знаменитой екатеринбургской группы «Куда бегут собаки». Их «Робокадило» — высокотехнологичный прибор, он определяет уровень добра и зла и кадит в случае опасности.

Хорошо знакомое старое на триеннале предстало в новом контексте. После перестройки наши критики и кураторы с извинениями пытались вписать российское искусство в европейскую историю. Российское искусство не поддавалось. Но именно эту неподатливость и выгодно представить миру, что, возможно, в будущем получится у «Гаража», обладающего не только внутренним влиянием, но и международными связями. По крайней мере триеннале решилась не преуменьшать значение отечественного искусства.

Вся лента