Конституционный суд огласил решение по делу коллекционера Александра Певзнера

Конституционный суд (КС) РФ разъяснил порядок конфискации имущества в связи с иском коллекционера Александра Певзнера, у которого изъяли картину Карла Брюллова «Христос во гробе» в рамках уголовного дела о контрабанде культурных ценностей. Суд постановил, что конфискация имущества, признанного вещественным доказательством при прекращении уголовного дела из-за истечения сроков давности, не противоречит Конституции лишь при согласии обвиняемого на такую конфискацию. Если же решение суда о конфискации принято в кассационной инстанции после вступления в силу противоположного решения апелляции о передаче имущества законному владельцу, такое ухудшение положения подсудимого может быть осуществлено в пределах годичного срока, установленного ст. 4016 УПК РФ. Поэтому КС РФ постановил пересмотреть судебные решения в отношении самого коллекционера. «Судебные решения в отношении гражданина А. Е. Певзнера подлежат пересмотру»,— говорится в сообщении КС о принятом постановлении.

Однако если подсудимый согласится на прекращение дела из-за истечения срока давности, то он лишится своего имущества, подчеркнули в суде. «Поэтому в целях соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон суд должен заранее разъяснить подсудимому, что следствием прекращения дела станет изъятие его имущества, признанного вещественным доказательством. И если подсудимый возражает против этого, то производство по делу должно быть продолжено. Если согласие на прекращение дела не получено, то рассмотрение продолжается в обычном порядке, который может завершиться в числе прочего и вынесением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания... Оспоренные нормы не противоречат Конституции, но любое иное их истолкование в правоприменительной практике исключается»,— сообщает пресс-служба КС.

Ранее коллекционер обжаловал в КС РФ положения ст. 81 УПК, согласно которым «орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются», а также практику применения конфискации без учета ст. 4016 УПК РФ, по которой пересмотр решения суда в кассации «по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу».

Напомним, коллегия по уголовным делам ВС 28 апреля 2016 года признала подлежащей конфискации картину Карла Брюллова «Христос во гробе» как «орудия» преступления, совершенного, по мнению ВС, господином Певзнером в виде ненадлежащего таможенного оформления культурной ценности: не уплатив пошлину, он получил «преступный доход», а «для достижения преступного результата использовалась оспариваемая картина». Она была приобретена Александром Певзнером и его женой Ириной в Брюсселе, в 2003 году ввезена заявителем в Санкт-Петербург, арестована ФСБ и передана на хранение в Государственный Русский музей (ГРМ).

Через десять лет дело было передано в суд, который прекратил его по сроку давности без рассмотрения по существу и вынесения приговора. Но ВС по представлению Генпрокуратуры признал Александра Певзнера «уклонившимся от наказания», а конфискацию картины — «соразмерной содеянному» и «не ухудшающей положение» владельцев (в том числе не подвергавшейся уголовному преследованию Ирины Певзнер) мерой воздействия.

Подробнее о ситуации вокруг картины читайте в материале «Ъ» «У картины Брюллова вырисовываются новые детали».

Вся лента