Стоп-машина

contra

В соседнем материале уважаемые эксперты и игроки рынка убедительно доказали, что российский автомобильный рынок ждет светлое будущее. Теперь не менее уважаемые люди объяснят, почему, напротив, все будет плохо.

Алексей Грамматчиков

Многие маркетологи и участники рынка сомневаются в возможности роста продаж в ближайшее время. "Мы ожидаем, что объем рынка останется на уровне 2016 года, так как не видим предпосылок для изменения настроения покупателей,— говорит Микио Фуджита, заместитель генерального директора ООО "Субару Мотор".— Российские покупатели сейчас предельно осторожны: экономическая обстановка в стране улучшилась, однако люди еще не уверены в том, что это надолго, и пока откладывают решение о покупке автомобиля. В этом году изменений рынка, скорее всего, не будет, но уже в 2018-м мы можем рассчитывать на рост продаж".

"Спрос на авторынке очень чувствителен к ценам и потребительским доходам,— соглашается Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade.— Покупка машины — одно из первых, от чего люди отказываются в кризис. Реальные доходы населения падают более двух лет подряд. В 2016 году, по данным Росстата, они сократились на 5,9%".

Тянуть продажи автомобилей вниз будут и высокие ставки по кредитам. "Номинальные ставки по автокредитам сейчас начинаются от 8,5%, а реальные за счет включения дополнительных статей расходов скорее близки к 10% и выше,— указывает Сергей Мельников, главный аналитик Global FX. Это является прямым следствием жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ — сейчас ключевая ставка держится на уровне 10% и снижаться, по заявлениям регулятора, пока не будет. Все это значит, что реальных предпосылок для повышения доступности автокредитов сейчас нет".

Наконец, неблагоприятным фактором для авторынка в текущем году может оставаться дальнейший рост цен на новые машины. Да, рубль сейчас укрепляется, но уровень его падения за последние два года все еще достаточен для того, чтобы продолжать толкать цены на автомобили вверх. Об этом говорят в том числе представители ведущих автоконцернов. "После падения рубля многие производители продавали автомобили себе в убыток, ведь если бы они подняли цены сразу в полтора-два раза, то продажи остановились бы окончательно. Сейчас компании продают машины хотя бы с нулевой или минимальной прибылью. Так что рассчитывать на снижение цен из-за текущего укрепления рубля вряд ли стоит",— объясняет Василий Мельников, PR-директор BMW в России. "Сегодня дорожает все: и производственные издержки, и новые технологии в автомобилях, и затраты на экологичность,— добавляет директор Skoda в России Ян Прохазка.— К тому же цены еще не отыграли падение рубля в 2014 году, так что в новом году их снижения не будет".

Вся лента