Единая Ливия фронта

Россия и Запад сближаются для борьбы с терроризмом на севере Африки

Глава правительства национального согласия Ливии Файез Саррадж вчера провел в Москве переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Этот визит продолжил активные контакты российской дипломатии с лидерами противоборствующих сил в Ливии. На фоне затягивания процесса урегулирования сирийского кризиса Москва добивается прорыва в Ливии, пытаясь совместно с США и ЕС начать процесс национального примирения и не допустить создания нового плацдарма терроризма на севере Африки — через шесть лет после свержения Муаммара Каддафи.

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Двухдневный визит в Москву главы правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файеза Сарраджа проходил через год после того, как созданный при поддержке ООН новый ливийский кабинет приступил к работе в Триполи (официальной датой его вступления в должность стало 31 марта 2016 года).

"Мы верим, что Россия, поддерживающая очень хорошие отношения с рядом политических сил в Ливии, сможет сыграть позитивную роль в будущем ливийском урегулировании",— изложил свое видение роли Москвы Файез Саррадж перед переговорами с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. А на самой встрече он обратился к своему собеседнику со словами о том, что "ситуация в Ливии продолжает ухудшаться, ливийские граждане страдают". "Поэтому все наши партнеры, в том числе в регионе и в мире, должны создать условия, чтобы помочь нам преодолеть имеющиеся проблемы",— добавил ливийский премьер.

Несмотря на предыдущие попытки достичь национального примирения, через год после создания ПНС страна продолжает жить в условиях двоевластия. Избранный на всеобщих выборах парламент, базирующийся в городе Тобрук на востоке страны, отказывается признавать ПНС. При этом наибольшей реальной властью обладает командующий "Ливийской национальной армией" фельдмаршал Халифа Хафтар, который контролирует основные месторождения нефти и порты, осуществляющие экспорт энергоносителей.

В связи с этим приглашение в российскую столицу главы ПНС стало качественно новым шагом Москвы по установлению контактов с ключевыми игроками ливийской политики. "Россия заинтересована в том, чтобы Ливия стала состоявшимся государством после варварского вмешательства извне",— заявил в связи с визитом Файеза Сарраджа пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Визиту премьера Сарраджа предшествовали контакты России с представителем другого лагеря — фельдмаршалом Хафтаром, обучавшимся в СССР. В прошлом году он дважды побывал в Москве, встретившись с министром обороны Сергеем Шойгу, главой МИДа Сергеем Лавровым, секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым и спецпредставителем президента по Ближнему Востоку и Африке Михаилом Богдановым, а в январе нынешнего года поднялся на борт авианосца "Адмирал Кузнецов", который возвращался из Сирии.

Таким образом, говоря об "очень хороших контактах Москвы с рядом политических сил", Файез Саррадж, судя по всему, имел в виду именно Халифу Хафтара, на которого Россия изначально сделала ставку (сам премьер Саррадж возглавляет политический лагерь, поддерживаемый Западом и странами Персидского залива). После визита Файеза Сарраджа Москва получает возможность взаимодействовать одновременно с обеими сторонами ливийского конфликта, тем самым претендуя на центральную роль в будущем урегулировании.

"Нельзя не заметить, как быстро Россия стала ключевым игроком в Средиземноморском регионе",— заявила в интервью газете La Repubblica министр обороны Италии Роберта Пинотти. И добавила: "Если нам удастся привлечь Россию к обеспечению стабильности, она станет не потенциальным противником, а потенциальным партнером". В свою очередь, официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер обратил внимание на "усиление дипломатической активности России в Ливии". В числе главных игроков, вовлеченных в процесс урегулирования, он назвал Россию, Египет, Италию и Германию.

Принципиальное значение для Москвы приобретает и признание представителя германского МИДа, что "фельдмаршал Хафтар — реальный фактор власти на востоке страны", в связи с чем он должен быть вовлечен в процесс урегулирования.

Первым шагом на пути урегулирования могло бы стать налаживание контактов между Файезом Сарраджем и Халифой Хафтаром при участии внешних посредников (их планировавшаяся в феврале встреча в Каире в последний момент не состоялась из-за отказа Халифы Хафтара). Тема будущих переговоров — обсуждение условий проведения парламентских и президентских выборов не позднее февраля будущего года, как этого требует Ливийское политическое соглашение от декабря 2015 года.

Между тем газета The Wall Street Journal, ссылаясь на свои источники в Белом доме, сообщает об активизировавшихся российско-американских контактах по Ливии. По данным издания, Москва и Вашингтон обсуждают возможность совместной поддержки в борьбе с группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ) главнокомандующего Хафтара.

"Борьба за власть между правительством Файеза Сарраджа и фельдмаршалом Хафтаром грозит не только эскалацией конфликта и коллапсом экономики. Она создает благоприятную почву для распространения джихадизма",— пояснил "Ъ" ведущий эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке European Council on Foreign Relations, автор книги "После ИГ: как достичь мира в Ираке и Ливии" Маттиа Тоалдо. По мнению эксперта, стремительная утрата ИГ своих позиций в Ираке и Сирии вынуждает группировку переосмысливать стратегию и расширять географию своей деятельности. Одним из государств, способных привлечь внимание исламистов, становится Ливия, которая не имеет ни единых органов власти, ни дееспособных силовых структур, способных контролировать всю территорию страны.

В этой ситуации сближение позиций России и Запада по Ливии, если оно будет реализовано, сможет не только ускорить процесс национального примирения и предотвратить распад государства, но и поможет не допустить создания нового плацдарма исламского терроризма на севере Африки.

Сергей Строкань, Максим Юсин

Вся лента