Век борьбы с коррупцией

Коррупция с давних времен считается прискорбным и неотъемлемым атрибутом российской государственности. Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Алексей Луговой проследил историю борьбы с коррупцией внутри советских и российских ведомств за последние 100 лет.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

После революции 1917 года коррупция считалась пережитком капиталистического прошлого и, таким образом, чем-то невозможным при советском госустройстве. Благодаря такому отношению к ней коррупция распространилась в органах новой власти настолько быстро, что даже революционный закон вскоре обратил на это внимание. В начале Гражданской войны Наркомюст издал специальное постановление от 16 июня 1918 года, требовавшее карать провинившихся «по всей строгости революционных законов, руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

По мнению многих исследователей, поводом для ужесточения антикоррупционных мер послужило дело четырех служащих Московской следственной коллегии, обвинявшихся во взяточничестве. 2 мая 1918 года Московский революционный трибунал приговорил каждого из них к шести месяцам тюремного заключения. Когда об этом процессе двумя днями позднее узнал Владимир Ленин, его возмутила несерьезность этого «издевательски слабого и мягкого» наказания. В результате ВЦИК РСФСР пересмотрел это дело, и каждому из чиновников дали по десять лет тюрьмы.

Первым антикоррупционным законодательным актом советской власти стал декрет «О взяточничестве». Документ был отредактирован лично Владимиром Лениным и гласил: «Лица, состоящие на государственной или общественной службе в РСФСР… виновные в принятии взятки за выполнение действий, входящих в круг их обязанностей, или за содействие в выполнении действий, составляющих обязанность должностного лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенных с принудительными работами на тот же срок». Кроме того, покушение на получение или дачу взятки наказывалось как оконченное преступление, а лица, принадлежащие к имущему классу, пользующиеся взяткой для сохранения или приобретения привилегий, приговаривались «к более тяжелым, неприятным принудительным работам».

Годом позднее советское законодательство дошло также до спекуляций и хищения государственного имущества. В 1920-е годы особенно часто для борьбы с коррупцией в силовых структурах использовался метод «помощь общественности», то есть доносительство.

В начале 1930-х годов, с приходом к власти Иосифа Сталина, общая статистика должностных преступлений стала все чаще скрываться, однако злоупотреблений в стране не стало меньше. Зато 16 марта 1937 года в составе управления рабоче-крестьянской милиции было учреждено специальное подразделение по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и взяточничеством.

В период управления государством Никиты Хрущева наказания за совершение коррупционных деяний значительно ужесточились: с 1960 года взяточники наказывались сроком до 15 лет с конфискацией имущества или даже смертной казнью, если положение служащего особенно ответственное или взятка была особо крупного размера.

Плановая система устройства экономики и управления породила новый этап развития коррупции. Активным борцом с коррупцией того периода был председатель КГБ Юрий Андропов, в последующем генеральный секретарь ЦК КПСС. Под его контролем было возбуждено уголовное дело по факту коррупционных действий партийного руководителя Кубани Сергея Медунова, которого в дальнейшем исключили из членов Коммунистической партии.

Борьба с коррупцией в период перестройки носила гласный характер. Средства массовой информации активно освещали подробности расследований следственной группы Тельмана Гдляна и Николая Иванова. Но они столкнулись с действующим на тот момент властным аппаратом и вскоре были сами фигурантами уголовного дела; возбужденные ими дела были прекращены. Период руководства СССР Михаилом Горбачевым исторически отмечен сращиванием организованной преступности с коррупцией и отменой смертной казни за получение взятки при отягчающих обстоятельствах.

Вскоре после распада СССР начались манипуляции с собственностью, что способствовало возникновению отдельных социально-политических групп, поддерживавших новую власть. Примером обычно считаются залоговые аукционы, на которых в частные руки будущих олигархов перешли самые интересные — «Норильский никель», «Юганскнефтегаз» и др. Стартовал новый коррупционный этап, который тормозил экономическое развитие государства. К примеру, по данным проверок Счетной палаты, в 1998 году не дошли до назначения 51 млрд руб. бюджетных средств, что сопоставимо с годовыми расходами на образование, здравоохранение, культуру и социальные выплаты, вместе взятые.

Для 1990-х годов характерно появление новых хитроумных видов коррупционных деяний. К примеру, получение «комиссионных» за размещение государственных заказов или вымогательство взяток за ускоренную выдачу документов, решение вопросов в покрытие преступлений; использование административного резерва в незаконном возмещении налога на добавленную стоимость из государственного бюджета России.

В 2000-е годы борьба с коррупцией велась особенно подчеркнуто. Россия начала активно сотрудничать с международными организациями по борьбе с коррупцией и финансовыми злоупотреблениями. В 2002 году она была включена в международную антикоррупционную группу Egmont, в 2006 году ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2007 году страна присоединилась к GRECO — Группе стран против коррупции, созданной также Советом Европы. Внутри российского госаппарата зачастую по инициативе президента Владимира Путина учреждались специальные департаменты и советы, основная функция которых — борьба с коррупцией. Президент предложил ужесточить меры и установить штраф в размере стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн руб.

Петр Харатьян

Вся лента