Роспотребнадзор не дождался Uber

Сервис оштрафовали на 100 тыс. рублей за отсутствие информации о водителях

Управление Роспотребнадзора по Москве выписало сервису по заказу такси Uber штраф в размере 100 тыс. руб. В ведомстве посчитали, что диспетчерская служба сервиса вводит потребителей в заблуждение, не предоставляя им исчерпывающей информации об оказывающих услуги по перевозке водителях и не настаивая на обязательном ознакомлении с политикой конфиденциальности.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Управление Роспотребнадзора по Москве оштрафовало ООО «Убертехнолоджи» (работает под брендом Uber) на 100 тыс. руб. за административное правонарушение. Об этом говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте агентства. Штраф был наложен после проверки инициированной по итогам обращения о нарушении диспетчерской службой Uber законодательства в сфере защиты прав потребителей.

По версии Роспотребнадзора, Uber вводит клиентов в заблуждение относительно качества и безопасности услуг по перевозке: потребители не получают достаточно информации о водителях, наличии у них лицензии и прохождении ими медицинского освидетельствования. У клиентов компании формируется ложное ощущение, что услуги по перевозке им оказывает непосредственно компания Uber, в то время как организация лишь принимает заявки и формирует базу данных, доступ к которой получают водители—партнеры сервиса, следует из сообщения ведомства. Кроме того, в Роспотребнадзоре считают проблемой, что создание аккаунта на uber.com не предполагает обязательного ознакомления с политикой конфиденциальности при создании аккаунта. Ссылка на условия и политику конфиденциальности находится лишь под кнопкой «создать аккаунт», уточняют в агентстве.

Uber основан в Сан-Франциско в 2009 году. Сейчас сервис работает на рынках 68 стран. В России сервис Uber появился в ноябре 2013 года, сейчас работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и Сочи. Сервис зарабатывает за счет того, что соединяет пользователей с водителями, взимая с них за услуги комиссию от суммы заказа. В России она составляет 20%, на других рынках варьируется в пределах 20–25%. В начале этого года компания также запустила в России сервис по доставке еды UberEats. Финансовые показатели Uber не раскрываются.

Представитель Uber сообщил “Ъ”, что постановление управления Роспотребнадзора по Москве было вынесено еще 31 мая 2016 года. По его словам, ООО «Убер Текнолоджи» не оказывало и не оказывает услуг потребителям на территории РФ и не вступает с ними ни в какие правоотношения, а перевозку пользователей приложения Uber осуществляют непосредственно партнеры-фрахтовщики (юридические лица или ИП), заключившие соответствующие соглашения с голландской компанией Uber B.V. «Мы настроены на конструктивный диалог с регулирующими органами, так как преследуем единую цель — предоставление пользователям наилучшего сервиса»,— заявили в Uber.

Юрист компании «Юрпартнеръ» Эдуард Гюльбасаров предполагает, что Роспотребнадзор в скором времени может наложить штрафы и на других агрегаторов и компании-перевозчики. «С одной стороны, Uber и правда недостаточно доходчиво объясняет потребителям, кто конкретно выступает перевозчиком, в то время как в других сервисах зачастую можно даже выбрать конкретный таксопарк, с другой — я не знаю служб такси, которые сами доводят до потребителя информацию о наличии у водителя лицензии и прохождении им освидетельствования»,— рассуждает он.

Александра Мерцалова


Как Uber согласился работать только с лицензированными водителями

В марте 2016 года правительство Москвы заключило соглашение с последним из крупных агрегаторов такси в столице — компанией Uber. Под давлением мэрии она обязалась работать только с лицензированными водителями и передавать Центру организации дорожного движения обобщенные данные о поездках. Попытки традиционных таксопарков добиться запрета агрегаторов (крупнейшие из них — "Яндекс.Такси", Gett и Uber) успехом не увенчались. Читайте подробнее

Вся лента