Клубная жизнь

Вокруг каждого вида состязаний давно сформировался свой «клуб по интересам»

Сегодня в Перми проходит немало крупных соревнований «для настоящих мужчин»: это парусные регаты, теннисные турниры, велопробеги, автогонки. Вокруг каждого вида состязаний давно сформировался свой «клуб по интересам», объединяющий мужчин разных возрастов и социального положения. Есть в этих клубах и женщины, но их меньшинство — не каждая решится связать свое хобби с постоянным риском и вызовами, как, например, в автогонках.

Рассекая камские волны

Пожалуй, одним из самых старинных «мужских клубов» в Прикамье является пермский яхт-клуб. Его история насчитывает более ста лет. Первые упоминания о парусных яхтах в Прикамье датируются 1897–1899 годами. Пермский яхт-клуб возник в начале 1914 года по инициативе пермских любителей спорта. По сути, это был городской «спорткомитет», так как в нем, кроме парусного, культивировались различные виды спорта. Тогда же были проведены первые пермские парусные соревнования. Здание яхт-клуба было построено под кафедральным собором, напротив Осинского спуска. Там же находилась его гавань.

В 1927 году был создан парусный кружок Общества спасения на водах. Так началась советская история пермского паруса. «Яхты в то время строились своими руками. По фотоархивам определено, что в 1927–1932 годах в Перми было около 25 яхт. С начала 30-х годов стали регулярно проводиться парусные гонки. Пермские яхтсмены совершали на яхтах дальние спортивные плавания — до Астрахани, Севастополя, Сарапула. В 1936 году впервые состоялось первенство СССР по парусному спорту, в числе 16 команд были и пермяки. В то время в стране было налажено серийное производство яхт, которые стали поступать и в Пермь», — говорит президент Пермской краевой федерации парусного спорта Михаил Белобородов.

После войны пермский парусный спорт начал бурно развиваться, открывались парусные секции при заводах, институтах, начали создаваться яхт-клубы. Появились призеры всероссийских и всесоюзных соревнований, мастера спорта. После строительства плотины Камской ГЭС яхты перебазировались на водохранилище в район Левшино, Гайвы, Шустовки, где сейчас в основном и проводятся тренировки, регаты и дальние походы. В Перми сейчас работают следующие яхт-клубы: «Фаворит» и «Рубин» на Камгэсе, «Кабельщик» и «Бриз» в Гремячьем логу на Гайве, «Волна» в Шустовке.

Сегодня пермские яхтсмены успешно выступают на всероссийских и международных регатах. Виталий Тараканов и Алексей Бушуев становились чемпионами России в классах «Солинг» и «Звездный», участвовали в чемпионатах мира и Европы. Они участники практически всех самых значимых мировых гонок, в том числе Трансатлантической ARC 2013 года. Алексей Бушуев — неоднократный призер чемпионатов мира и Европы, чемпион России в классе «Дракон». Елена Сюзева — участница Олимпиады в Лондоне (четвертое место в составе экипажа в классе «Инглинг»). Многие пермские шкиперы становятся призерами и побеждают в различных международных любительских регатах, таких как Heineken Regatta на Карибах, Kings Cup в Таиланде, Marmаris International Race Week в Турции, Rodos Cup в Греции, а также в Хорватии, Испании, Франции.

Объединением пермских яхтсменов с 1961 года была парусная секция Перми, затем с 1964 года — городская, а с 1973 года — областная федерация парусного спорта, которая в 2008 году была преобразована в Пермскую краевую федерацию парусного спорта (ПКФПС). ПКФПС — общественная организация, объединяющая более ста яхтсменов Пермского края, активно занимающихся парусным спортом. Она является коллективным членом Всероссийской федерации парусного спорта и может проводить официальные спортивные соревнования. В календаре ПКФПС — около 15 городских, краевых и межрегиональных регат. Гонки делятся на крейсерские (маршрутные) и классные (на короткой дистанции). Существуют детские и юношеские классы яхт. Взрослые участвуют в регатах на своих яхтах, тренируются в основном на Камгэсе. Главными регатами для пермских яхтсменов являются «Кубок Камы», стомильная гонка Пермь — Чермоз — Пермь в крейсерских гонках и «Кубок Прикамья» в классных. Для начинающих и просто желающих попробовать себя в парусных гонках Пермская краевая федерация парусного спорта уже десять лет проводит ежегодную регату «Акула-Яхтинг», под эгидой федерации Пермская парусная школа Виталия Тараканова проводит любительские гонки «Пермская парусная лига», в которых могут принять участие все желающие.

Отдельной дисциплиной парусного спорта является сноукайтинг (занятия с буксировочным кайтом на снежном покрытии или льду с применением лыж, сноуборда или коньков), межрегиональные соревнования по которому «Строгановская миля» ПКФПС совместно с АНО АРЭС проводит ежегодно в Усолье. В этом году гонки пройдут 23–26 февраля, в рамках соревнований будет проводиться бесплатное обучение управлению кайтом.

В 2009 году Михаилом Белобородовым и Олегом Есюниным был создан Пермский яхтенный центр. Он занимается обучением взрослых управлению яхтой по системам IYT и Минтранса РФ, организацией участия в различных международных регатах, чартером яхт за рубежом, сдачей яхт в аренду в Перми, два раза в год (в майские праздники и осенью) проводит Пермские парусные недели в разных странах.

В этом году уже 12-я Пермская парусная неделя пройдет с 29 апреля по 5 мая на юге Сардинии, в Кальяри.

Одно из самых популярных состязаний у пермских яхтсменов — парусная регата «Кубок Камы». Она проводится ежегодно, с начала 1970-х годов, под эгидой Пермской краевой федерации парусного спорта. Это открытый чемпионат Пермского края по крейсерским гонкам, который проходит на Камском и Воткинском водохранилищах. Он состоит из нескольких гонок различной протяженности. Общая длина дистанции составляет от 200 до 300 морских миль. Во время регаты яхты посещают различные населенные пункты, расположенные на берегах реки Камы. В соревнованиях принимают участие от 80 до 150 спортсменов на 20–30 крейсерских яхтах. Среди участников — мастера спорта, чемпионы и призеры Советского Союза и России и различных международных регат. В этом году «Кубок Камы» пройдет по маршруту Пермь — Закамск — Нытва — Пермь — Добрянка — Демидково с 9 по 17 июня. 12 июня, в День города Перми, состоятся гонки в районе набережной Перми как часть общегородского праздника.

Парусный спорт находится вне возраста, им можно начать заниматься и с пяти лет, и в юношеском возрасте, и уже будучи взрослым. В Пермском крае это более мужской вид спорта: несмотря на то что в детских классах доля девочек около 40%, во взрослом возрасте эта цифра снижается примерно до 10%. «Это, видимо, связано с большими заботами женщин по созданию семьи, воспитанию детей, не всегда комфортными условиями во время гонок — с сильным ветром, холодной и дождливой погодой», — говорит Михаил Белобородов. По его словам, парусный спорт — это свобода, адреналин, ветер, солнце, море, борьба со стихией и соперниками. Это очень интересное и увлекательное занятие на всю жизнь, которое всегда разное и никогда не может надоесть. Этим яхтинг и привлекает мужчин.

«Стать яхтсменом довольно просто, — говорит Михаил Белобородов. — Нужно попробовать себя на одной из любительских регат для начинающих в Перми или за границей. Если понравилось, обучиться в яхтенной школе и самому брать яхты в чартер, а если позволяют финансовые возможности — купить яхту для участия в регатах или просто для путешествий. Можно договориться с владельцем яхты и влиться в его экипаж, можно создать свою команду, нанять шкипера для участия в соревнованиях».

В зависимости от размера яхты и типа гонок экипаж может включать от одного до восьми человек, иногда — на совсем больших яхтах — и более. Чтобы участвовать в официальных соревнованиях в Перми, нужна своя яхта, для участия в гонке за границей яхту можно арендовать. Для участия в любительских регатах в Перми, России и за рубежом организаторы предоставят яхту со шкипером.

Яхтинг — дорогой вид спорта. По оценке Михаила Белобородова, подержанная яхта для гонок в Перми стоит от 500 тыс. руб., новая — от 2 млн руб. Морские подержанные яхты стоят от 50 тыс. до 250 тыс. евро, а новые — и дороже. Содержание яхты обходится не менее 10% ее стоимости в год. Аренда яхты со шкипером в Перми для прогулки стоит от 3 до 9 тыс. руб. за три часа, в зависимости от размера и комфортабельности. Чартер яхты за границей обойдется в 1,2–10 тыс. евро в неделю — в зависимости от размера, типа, года выпуска, акватории и сезона. Участие в гонках в Перми стоит от 1 тыс. руб. с человека в день, участие в гонках в России — от 15 тыс. руб. с человека за регату. Участие в гонках за рубежом стоит от 500 до 10 тыс. евро за регату, в зависимости от статуса, продолжительности гонок, размера и типа яхты, плюс стоимость перелета и различные накладные расходы.

На корте с губернатором

Второй по старшинству — кубок Прикамья по большому теннису «Большой тандем». Он появился внезапно и был задуман как соревнование, объединяющее политиков и бизнесменов, играющих в теннис. «Двадцать с небольшим лет назад Олег Шнитковский и тогдашний губернатор Пермской области Геннадий Игумнов работали на российско-французском форуме в Париже. Дело было в конце мая, как раз в эти дни там проходил традиционный турнир „Ролан Гаррос“. Геннадий Вячеславович после пары матчей „Большого шлема“ решил, что большой теннис должен прийти в Пермь. А по возвращении из Франции сам взял в руки ракетку и вышел на корт. Через пару месяцев появился и турнир», — вспоминает постоянный участник «Большого тандема», депутат Государственный думы Алексей Бурнашов. В России тогда уже существовала «Большая шляпа» — турнир, в котором соревновались теннисисты любители, вип-персоны, политики, представители шоу-бизнеса. Организаторам хотелось сделать в Перми такой турнир, который бы при похожем составе участников не копировал «Большую шляпу», но имел собственную серьезную идею, а не просто «прислониться к губернатору, постоять рядом в модном месте». Губернатор со Шнитковским эту идею нашли — благотворительность. Решили собирать с желающих поиграть в теннис с губернатором серьезный вступительный взнос, а собранные средства направлять на поддержку молодых, талантливых спортсменов. Теннис — дорогой вид спорта. Работающей федерации в Перми на тот момент не было, и сборы от «Большого тандема» стали серьезным подспорьем для многих юных теннисистов области.

В первые три-четыре года «Большой тандем» был своего рода политико-экономической «тусовкой». Деньги на благотворительность собирали всерьез, а вот уровень турнира был любительским. Даже жеребьевка подчас происходила исходя из «политической целесообразности». Главной наградой для участников был матч с губернатором. Имена на турнире звучали громкие: Семериковы, Белых, Агишев, Серебрянский, Нелюбин, Стариков и многие другие. «Я впервые принял участие в десятом, юбилейном „Тандеме“. Лишь весной того года впервые в жизни взял в руки ракетку. Мне было 33, наглый, уверенный, что все могу, только что пришедший в политику, я заявился на турнир и выиграл… „малый“ кубок — был такой приз для „чайников“. В переводе на нормальный язык — утешительный приз для лучшего из тех, кто вылетел из турнира в первый день. Фактическое девятое место. Войди я в восьмерку сильнейших, может, и не случилось бы у меня серьезного захода в большой теннис. Но „утешительный приз“ зацепил, появилось желание доказать прежде всего самому себе, что могу. С тех пор в турнире я играю ежегодно. Если честно, то регалий не считал. Может, где-то и есть статистика», — вспоминает Алексей Бурнашов.

Спортивный уровень турнир начал показывать к своему пятилетию. Появилось «турнирное» имя, которое начало набирать вес. Проходивший одновременно с «Большим тандемом» и на одной площадке (стадион «Юность») юношеский турнир Российского теннисного турнира стал привлекать участников из других регионов.

«В какой-то момент „Большой тандем“ стал для меня не только турниром, но и делом личным. Когда я возглавил краевую федерацию большого тенниса, то очень серьезно старался развивать и спортивную составляющую, и благотворительную. Взнос для вип-участников был приличный, но недостатка в желающих участвовать не было. После моего ухода из федерации я по-прежнему стараюсь не пропускать этот знаковый для края турнир. Он растет, по-прежнему привлекает и новичков, и ветеранов. В прошлом году в нем приняло участие рекордное количество регионов России — больше 30, в разных возрастных категориях: юниоры (девочки и мальчики младше 8 лет, 9–10 лет, до 13 лет, до 15 лет, до 17 лет) и взрослые спортсмены», — говорит Алексей Бурнашов. Он отмечает, что улучшилось качество кортов, грунтовое покрытие стало заметно лучше. Еще из изменений — добавился парный женский разряд. Для тех, кто только начинает, ввели категорию «Дебют». По словам господина Бурнашова, турнир сегодня меняется не только в спортивном плане. Некоторое время назад у организаторов появилась еще одна точка приложения собранных средств. Турнир стал помогать спортсменам с ограниченными возможностями. Так, благодаря «Тандему» развивается и показывает хорошие результаты команда теннисистов с ограниченными возможностями из Лысьвы.

Сообщество вокруг автогонок, проводимых в Пермском крае, тоже является «мужским спортивным клубом» по интересам. Их история берет начало еще в Советском Союзе: например, когда было автомногоборье — соревнования на обычном легковом автомобиле, включающие в себя фигурное вождение автомобиля и другие состязания, связанные с ним.

Сегодня в Пермском крае проходит несколько успешных авторалли. Наиболее известные — это кубок Урала по стадионным гонкам на льду «Трек-400», кубок Пермского края «Ледовая гонка», проходящий на льду Нытвенского пруда, ралли «Медвежий ручей» в Очерском районе, «Уральский ухаб» и так далее.

«Трек-400» — одна из крупнейших зимних гонок в Пермском крае. Очередной этап кубка прошел в конце января на стадионе «Юность». В нем приняли участие не только пермские пилоты, но и спортсмены из Чайковского, Удмуртии и Свердловской области. Следующий отборочный этап состоится 26 февраля на стадионе «Россия» в Краснокамске. Гонщики говорят, что ралли на стадионах добавляют процессу зрелищности — люди приходят смотреть их, как футбольный или хоккейный матч. К тому же зрителям на стадионе за гонками наблюдать удобнее и безопаснее, чем возле трассы.

Бывалые гонщики говорят, что в их клубе не задерживаются те, кто не разбирается в автомобилях, не имеет инженерных навыков. Для участия в автогонках нужны технические знания, так как основная масса участников готовит автомобили своими руками. Это экономит бюджет и приносит внутреннее удовлетворение, что в гонке участвует не у кого-то с рук купленный автомобиль, а машина с самостоятельными инженерными решениями ее владельца, воплощенными в металле. И эти находки проходят испытание в реальной гонке и реальных экстремальных условиях. «Есть люди, которые десятки лет занимаются автоспортом. Несмотря на преклонный возраст, приходят на гонки не просто в качестве зрителей, а активно помогают и принимают участие, в том числе как судьи и наставники», — пояснил руководитель пермского музея ретроавтомобилей «Ретро-гараж», автогонщик Александр Черепанов.

Многих гонщиков автоспорт «затягивает» на всю жизнь. Александр Черепанов говорит, что некоторые ветераны автогонок вновь стали готовить свои автомобили к состязаниям, например к ледовым гонкам. Поэтому он планирует провести в следующем году специальную гонку ветеранов для гонщиков возрастом от 50 лет из Перми и других городов.

Город в велокольце

Еще один клуб по интересам — городское сообщество велосипедистов и велопробег «Пермское кольцо», который уже более десяти лет проходит в Перми. Впервые он состоялся в 2006 году. С одной стороны, это был обычный велопробег, посвященный открытию летнего велосипедного сезона, который проходил и раньше среди пермских велолюбителей. Но годом раньше велосипедисты запустили сайт Velo.Perm.ru, который стремился объединить разрозненных велолюбителей в клуб по интересам, популяризовать велосипед, разнообразить досуг мероприятиями и совместными катаниями. Это позволило привлечь в забег широкую аудиторию, в том числе активную молодежь.

Велопробег «Пермское кольцо» получил такое название, так как он проходил вокруг города, а протяженность дистанции была около 100 км. «Идея участия была в каком-то смысле преодолеть себя. Тот, кто сходил с дистанции в первый год, обязательно пробовал себя в последующий раз. Вот так, постепенно раскрывая свои возможности и преодолевая трудности, и рождалась особенная атмосфера мероприятия», — вспоминает организатор велопробега Константин Никоноров.

Со временем формат забега менялся в связи с требованиями безопасности, ростом численности участников, проблемами согласования и так далее. Последние четыре года велопробег стали делить на две части: небольшой массовый, с перекрытием дорог, и более протяженный — групповой велопробег по правилам дорожного движения. Общая протяженность маршрута сократилась до 40 км, а численность возросла почти в сотню раз. Если в 2006 году в нем участвовало 35 человек, то сейчас их почти 3 тыс. Для многих это большой праздник, встреча друзей, новые знакомства, возможность проехать свои первые километры в сезоне. Большинство участников «Пермского кольца» — мужчины, девушек в велопробеге около 20–30%. В толпе велосипедистов нередко можно заметить известных пермских политиков и бизнесменов. Так, в велопробеге участвовал бывший мэр Перми Игорь Сапко.

«Велопробег Пермское кольцо, как самое массовое велосипедное мероприятие в Пермском крае, безусловно, вносит большой вклад в развитие велосипедного движения города, популяризирует велосипед в городской среде, пропагандирует здоровый образ жизни и бережное отношение к экологии. Мы видим эти изменения: в городе появляются новые велодорожки, работает велопрокат и велосипедисты стали вполне обычным явлением», — говорит Константин Никоноров.

Для большинства участников соревнования, будь это большой теннис или велопробег, стали частью образа жизни. Они готовы тратить на свое спортивное хобби порой значительные суммы денег, как в регате. Ведь это свобода, адреналин, состязание, которое никогда не надоест.

АННА БОЛЬЯРОВА

Вся лента