"Управление изменениями становится главной задачей"

Руководитель Private Banking ВТБ Дмитрий Брейтенбихер — о новых трендах в частном банкинге

В преддверии Сочинского экономического форума мы беседуем со старшим вице-президентом, руководителем Private Banking ВТБ ДМИТРИЕМ БРЕЙТЕНБИХЕРОМ о том, зачем частным банкирам нужно участие в инвестиционном форуме, и о поисках баланса между технологическим развитием отрасли и разумной консервативностью ее клиентов.

Фото: Пресс-служба Банк ВТБ (ПАО)

— Дмитрий, вы, насколько я понимаю, едете на форум в Сочи?

— Да, конечно.

— А что там может быть интересного с точки зрения частного банкира? Все-таки это больше площадка для корпоративного взаимодействия...

— Именно. А клиенты private banking — это как раз собственники, акционеры и топ-менеджеры компаний. В России из-за молодости рынка большая часть клиентов представляет первое поколение капитала. Классические западные "рантье" скорее исключение, и практика наследования только формируется. Вообще, зрелость этого рынка на Западе, его предсказуемость дают возможность стандартизации подходов. Нам приходится работать с ярким спектром индивидуальностей. Наш VIP-клиент шире перечня его активов, его нельзя вписать в стандарты. Но это делает работу частного банкира многоплановой и интересной. Необходимо не только давать клиентам рекомендации по выбору инструментов инвестирования в зависимости от портфеля и текущей рыночной ситуации. Нужно еще учитывать специфику самого клиента, его юридические и налоговые вопросы, структуру владения активами и механизмы их передачи по наследству, перспективы развития основного бизнеса как главного генератора состояния и многое другое.

— То есть для вас форум — это возможность установить контакты с потенциальными клиентами?

— Не только. На площадке форума также запланирован целый ряд встреч с нашими действующими клиентами из Краснодарского края и других регионов, которые приехали сюда для участия в форуме. Для них мы совместно с "ВТБ Капиталом" организуем специальное закрытое клиентское мероприятие, где расскажем об основных трендах на рынке и представим продуктовые возможности группы ВТБ для сохранения и приумножения капитала наших клиентов в нынешней ситуации. Кстати говоря, такие встречи и обмен мнениями, как на самой площадке форума, так и в кулуарах, очень важны для эффективной обратной связи от клиентов и оперативного внесения корректировок в продуктовую линейку private banking и настройки систем обслуживания. При текущей скорости изменений это особенно актуально.

— Если говорить об изменениях, что сейчас происходит, что меняется в private banking?

— Сейчас весь мир стремительно меняется. Технологии проникают даже в такие традиционные и консервативные области, как private banking. Размываются границы между продуктами и каналами, между продажами и обслуживанием. Изменяются требования к банкам, сотрудникам и их компетенциям. Поэтому трансформируется и сама практика менеджмента. Управление изменениями становится, пожалуй, главной задачей не только для банка в целом, но и для любого руководителя конкретного подразделения.

— То есть сейчас одной из задач в частном банкинге вы видите быструю адаптацию к этим изменениям и постоянное обновление?

— Да, но это вовсе не значит, что нужно слепо гнаться за управленческой модой. Важно понимать применимость и адекватность тех или иных новшеств в такой сенситивной отрасли, как private banking. Например, раз уж мы заговорили о технологиях и высокой плотности и скорости обмена информацией, совершенно очевидно, что уже совсем скоро удобство и доступность дистанционного обслуживания будут одними из самых важных критериев выбора банка клиентом. Но двигаясь в этом понятном направлении, нельзя выпускать из виду безопасность и конфиденциальность, которые лежат в основе принципов построения работы с VIP-клиентами.

Такая же двойственность должна присутствовать и при формировании модели управления. С одной стороны, жестко иерархичный подход к вертикалям управления плохо справляется с реакцией на изменения, тормозит обратную связь, затрудняет кросс-функциональное взаимодействие. Одному руководителю бывает сложно осознать происходящие перемены, для этого нужны другие сотрудники. С другой стороны, демократичные плоские структуры, методология agile, свободное горизонтальное движение информации отлично себя зарекомендовали в адаптации к изменениям, новым идеям, обратной связи. Но они дают не самые лучшие результаты по внедрению этих разработок и принятых решений.

— То есть во всем нужно сочетание?

— Конечно, взвешенный подход позволяет сочетать креативность с расчетами, смелость решений с разумным подходом, азарт с дисциплиной.

— Хорошо, что еще влияет на рынок частного банковского обслуживания?

— Я бы выделил общую неопределенность на мировых финансовых рынках. Добавьте сюда то, о чем мы говорили,— высокую скорость изменений и распространения информации, технологический прогресс и смену поколений. Получите сразу несколько вариативных составляющих, которые еще и могут резонировать между собой. Отсюда такой разброс в прогнозах и оценках. Отсюда же растущий дефицит надежных и доходных инструментов инвестирования.

Кроме того, нужно отметить увеличение государственного регулирования и контроля в отрасли и повышение требований к прозрачности операций и структур владения активами. Это общемировой тренд.

Кстати, есть ли какие-то отдельные локальные тенденции, характерные для российского рынка private banking?

Помимо сказанного можно отметить снижение доходности по депозитам (особенно в валюте) — до недавнего времени одному из важных инструментов сохранения средств российских клиентов. Как следствие, мы наблюдаем интерес к инвестиционным продуктам. В первую очередь это облигации надежных эмитентов, структурные продукты с гарантией возврата капитала, накопительное и инвестиционное страхование и так далее.

В качестве тренда последних лет можно еще отметить перераспределение средств VIP-клиентов в пользу крупных, в первую очередь государственных, институтов. Это происходит на фоне политики ЦБ по оздоровлению банковской системы и неизбежной интеграции и консолидации банковского сектора.

— Говоря о процессе интеграции, нельзя не спросить о грядущем объединении банков ВТБ и ВТБ 24 в январе следующего года. Как сейчас продвигаются процесс и взаимодействие с подразделением частного обслуживания ВТБ 24? Наверняка вы получаете вопросы, как это коснется и затронет ли клиентов?

— Начну с последнего вопроса. Клиентов это никак не коснется, за исключением того, что они получат доступ к большим возможностям и инфраструктуре внутри объединенного банка. Кроме того, мы сейчас обмениваемся reference8визитами друг к другу, чтобы определить и сохранить лучшие практики по всем направлениям: продуктовая линейка, модель продаж и обслуживания, технологии и автоматизация.

Поэтому убежден, что клиенты как ВТБ, так и ВТБ 24 не только не потеряют, но и приобретут множество дополнительных преимуществ обслуживания в объединенном банке.

— То есть у вас с коллегами из ВТБ 24 общее понимание развития и перспектив бизнеса private banking?

— По основным направлениям — да. Конечно, не может быть полного совпадения, но для этого и происходит текущее взаимодействие. Все руководители зрелые и опытные и понимают, что сейчас оптимальный способ общения — это взаимное уточнение формулировок. Ведь обмен мнениями полезен только тогда, когда ты готов переубедить не только другого, но и себя.

Наше взаимодействие строится так, что все понимают основную цель интеграции. Задача не в том, чтобы забрать себе больший кусок пирога, а в том, чтобы совместно увеличить имеющийся пирог. Когда смотришь сверху — понимаешь, что чем больше общий пирог, тем больше выигрывают обе стороны. А это как раз наша история с интеграцией.

— У вас уже есть понимание стратегической цели общего размера "пирога" объединенного бизнеса?

— Да, и мы сейчас готовим представление этой "амбиции" кратного роста руководству группы ВТБ.

Интервью взяла Мария Смирнова

Вся лента