"Гараж" призывает регионы

Объявлены участники Триеннале современного искусства

Выставка современное искусство

Отныне в «Гараже» раз в три года будут рассказывать, как себя чувствует современное искусство вдали от Москвы

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Сегодня опубликован список художников, которых музей современного искусства "Гараж" пригласил участвовать в первой Триеннале российского современного искусства.

Пока уже существующие отечественные художественные биеннале переживают кадровые перестановки, "Гараж" запускает альтернативный гранд-проект, обещая не только "масштабно анализировать ситуацию в стране", но и "рассказывать о духе времени и тенденциях, формирующих региональное искусство". Тенденция показывать региональное искусство угадана точно: на это, как показывают события последнего года, есть запрос. "Гараж", по словам его куратора Екатерины Иноземцевой, решил на этот запрос ответить плюс помочь локальному искусству интегрироваться в глобальное, то есть среди прочего презентовать его так, чтобы было понятнее иностранному зрителю. Грубо говоря, "на экспорт".

Шесть кураторов музея отправились в турне по более чем сорока городам России, где встретились с несколькими сотнями художников. После чего было решено, в отличие от традиционных биеннале, не ограничивать экспозицию темой, в которую так или иначе могли бы не уложиться ключевые участники. Триеннале мыслится как выставка арт-достижений отдельных регионов (кураторы отбирали ключевых художников, определяющих жизнь того или иного города или отечественного искусства в целом), но для удобства просмотра все работы будут сгруппированы в семь тематических разделов.

В категорию "Мастер-фигура" попали как классики советского неофициального искусства Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов и Дмитрий Булатов, так и заслуженный лидер московского акционизма 1990-х Анатолий Осмоловский. Для Казани ключевой фигурой оказался Ильгизар Хасанов, для Владивостока — арт-сообщество 33+1. В категорию "Авторские мифологии" отнесены художники, которые на протяжении жизни работают над индивидуальным языком так, как это делают, например, заслуженные московские художники Евгений Антуфьев и Павел Пепперштейн. Категория "Верность месту" объединяет художников с интересом к локальному контексту. В список попали чеченский художник Аслан Гайсумов, воронежские резиденты Кирилл Гаршин и Илья Долгов, а также внимательная к жизни Кавказского региона Таус Махачева.

В наименее однородную категорию "Общий язык" попали пионеры медиаарта "Синий суп", заслуженное екатеринбургское объединение "Куда бегут собаки", видеохудожник Виктор Алимпиев и краснодарская панк-группа ЗИП, основавшая собственный институт современного искусства КИСИ. "Морфология улиц", одна из самых понятных категорий, объединяет уличное искусство с акцентом на те проекты, которые пока не представлены в галереях. Это, например, екатеринбургская арт-группа "Злые", команда "Той" из Нижнего Новгорода и заслуженный московский сценограф и стрит-артист Александр Шишкин-Хокусай.

Категория "Искусство действия" оставила за скобками ветеранов (в отдельном видео будут показаны работы Петра Павленского, Pussy Riot и "Войны") и сосредоточилась на активной молодежи — Катрин Ненашевой, Алисе Йоффе, Антонине Баевер, Артеме Лоскутове, а также исследовательско-активистском проекте "Урбанфеминизм". Интересно, что, как оказалось, в России радикальным художественным активизмом чаще занимаются женщины.

Марина Анциперова

Вся лента