Сто лет без царя во главе

Николай II и его "моторы"

В канун столетнего юбилея Февральской революции мы решили вспомнить о том, на чем ездил Николай II, благо круглую дату отмечает и Собственный Его Величества гараж: он был основан ровно за десять лет до падения монархии в России - в феврале 1907 года.

Иван Баранцев Фото ГА РФ, РГАКФД, ЦГАКФФД

Император Александр III вполне мог бы стать первым российским монархом, при дворе которого появились "моторы", - он являлся современником автомобиля с двигателем внутреннего сгорания: к моменту его смерти в 1894 году в Европе уже производились "самодвижущиеся экипажи", а в Россию привезли первые из них. Однако на сегодняшний день нет никаких документальных свидетельств того, что отличавшийся консервативными взглядами Александр III когда-либо интересовался или знакомился с этим новомодным для конца XIX века транспортным средством. Для царских выездов по-прежнему использовались конные экипажи и сани, а на отдыхе самодержец иногда позволял себе покататься на велосипеде.

Николая II с "моторами" начали знакомить многочисленные братья и дядья: в его дневниковых записях 90-х годов XIX века периодически мелькают то "паровой велосипед", то "бензиновый экипаж". Что это были за транспортные средства, каких марок и моделей - сегодня уже вряд ли узнать. 19 июля 1896 года при посещении XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде государю продемонстрировали в действии первый российский автомобиль, однако в своем дневнике Николай II не помянул его ни единым словом - главным впечатлением выставки для него стала дегустация вин и сидра в павильоне винодела Льва Голицына. Увлечь царя автомобилем пытался министр императорского двора барон Фредерикс - предложил как-то прокатиться на паровике французской марки Serpolle. Только сели и поехали, как "Серполле" встал, и пришлось посылать за лошадьми. Придворные осыпали барона насмешками.

Более удачными оказались поездки на автомобилях в Дармштадте, где Николай II и Александра Федоровна гостили у родственников. Дома в 1904 и 1905 годах царя катал сначала его младший брат Михаил, а потом и князь Орлов. С тех пор государь полюбил "моторы", повелел приобрети их сразу несколько, а 18 февраля 1907 года подписал документ, положивший начало Собственному Его Величества гаражу, просуществовавшему ровно десять лет - до начала Февральской революции в 1917 году.

С 8 по 12 марта в КВЦ "Сокольники" пройдет традиционная Олдтаймер-Галерея, главной темой которой станет экспозиция "Первые моторы России", посвященная 110-летнему юбилею Собственного Его Величества гаража. Подробнее о выставке можно прочесть на странице 91.

Примеру царя последовали и его подданные: к 1913 году среди 2036 частных машин Санкт-Петербурга насчитывалось 106 автомобилей марки Delaunay-Belleville. Среди владельцев - князь Юсупов, князь Вяземский, княгиня Долгорукая, княгиня Трубецкая, граф Шереметев, граф Орлов-Давыдов, графиня Воронцова-Дашкова, графиня Мусина-Пушкина, барон Рено, промышленный магнат Нобель, действительный статский советник и масон Кочубей, нефтепромышленник Манташев.

Оттесненные французами, на втором плане оказались немецкие Mercedes, хоть и закупили их в 1906 году для Собственного Его Величества гаража целых четыре, и все с разными типами кузовов - полуоткрытым, закрытым и ландоле.

Мода на все французское не обошла и Собственный Его Величества гараж. Для большинства парадных выездов царя использовался трипль-фаэтон Delaunay-Belleville 1906 года выпуска - подобным термином в те времена обозначался открытый кузов с тремя рядами сидений, поэтому автомобильным символом российского самодержавия стали именно эти французские "моторы" с характерными цилиндрическими капотами. Такую форму выбрали не случайно: предприятие с середины XIX века занималось производством котлов для паровых машин. Именно бельвилевские котлы вырабатывали пар для двух паровых машин суммарной мощностью 12 000 л. с., обеспечивающих императорской яхте "Штандарт" высокую по тем временам скорость в 22 узла. Без упоминания этого факта не обходился ни один каталог автомобилей, а такой заказчик, как Николай II, стал главным рекламным козырем фирмы.

Появление ландоле Николай II отметил в своем дневнике - вот запись от 26 июля 1908 года: "После завтрака отправился на новом 80-сильном моторе в Красное Село". Примечательно, что не только в царском дневнике, но и в документах гаража мощность мотора ландоле указывалась как 80 л. с. - на десять "лошадей" больше, чем в каталоге самой фирмы.

Основные водители царя - князь Владимир Николаевич Орлов и Адольф Кегресс. Князь в свое время оказал решающее влияние на Николая II в деле увлечения автомобилями, он же первым стал возить царя и царицу. Впоследствии Орлов нашел себе замену в лице француза Кегресса.

В 1908 году Собственный Его Величества гараж получил новый Delaunay-Belleville 70HP, обозначавшийся в документах как "ландоле", хотя кузов у него был поистине универсальный. При полностью убранном верхе автомобиль выглядел как фаэтон с ветровым стеклом для задних пассажиров, а при установленных боковинах со стеклами в деревянных рамах мог выступить и в роли ландоле. Такой кузов изготовила парижская фирма Rothschild et Fils, Rheims et Auscher. К знаменитому немецко-еврейскому банкирскому дому кузовщик Жозеф Ротшильд вряд ли имел какое-либо отношение, так как вынужден был вести свой бизнес совместно с компаньонами Эдмоном Реймсом и Леоном Аушером. Творением парижских кузовщиков Николай II активно пользовался первые два-три года, а в 1916-м и вовсе отдал ландоле в распоряжение Императорского российского автомобильного общества.

В современной литературе лимузин иногда называют SMT, расшифровывая аббревиатуру как Sa Majeste le Tsar, что в переводе с французского значит "Его Величество Царь". Однако такое обозначение никогда не использовалось. Скорее всего, кто-то неправильно перевел подпись к фотографии Delaunay-Belleville de S.M. le Tsar, потеряв при этом важный предлог de, вводящий дополнение существительного и выражающий принадлежность предмета как русский родительный падеж.

Лимузин был окрашен в темно-синий цвет с кремовыми и золотыми цировками. Автомобиль обошелся казне в 22 169 руб., и еще 230 руб. кабинет Его Императорского Величества уплатил таможне как "пошлину и другие расходы за автомобиль Делоне". Сумму выплачивали частями с февраля по октябрь 1909 года.

В 1909 году к ландоле добавился и лимузин, построенный другой парижской кузовной фирмой - Kellner et ses fils. Лимузин отличался необычайным комфортом для тех лет. Пол в салоне сделали двойным, проложив между слоями трубки, в которых циркулировала вода из системы охлаждения, - так автомобиль отапливался зимой. На крыше установили стеклянную галерею с изящным ограждением - она служила для вентиляции и освещения, а также для того, чтобы Николай II со своим ростом, 168 см, мог бы не сгибаясь стоять в салоне. Освещался салон электричеством - его вырабатывала динамо-машина. Отделку выполнили из дерева палисандровых пород, предусмотрев еще и небольшой шкафчик для дорожного несессера с серебряной отделкой. Лимузин располагал тремя рядами сидений, причем средний ряд представлял собой два кресла - Николай II предпочитал садиться на левое.

Кроме фаэтона с найтовским мотором, числящегося по разряду императорских, в Собственном Его Величества гараже насчитывалось еще несколько "Мерседесов": свитские ландоле, две походные кухни и автомобиль дворцового коменданта.

Царский шофер Адольф Кегресс по образованию был инженером, но за годы службы у Николая II свой конструкторский талант не растерял: придумал оснащать автомобили лыжами и полугусеничным движителем. Первые опытные конструкции Кегресса монтировались на "Мерседесах" из состава Собственного Его Величества гаража.

В 1911 году Собственный Его Величества гараж вновь обратил свой взор в сторону "Мерседеса", купив для царя фаэтон модели 16/40PS с двигателем системы Найта. В начале XX века американец Чарльз Найт создал четырехтактный двигатель с альтернативной системой газораспределения: вместо клапанов с валами и штангами он применил систему подвижных гильз с боковыми отверстиями, которые приводились в движение дополнительными шатунами от коленвала: при перемещении вверх-вниз гильзы открывали или закрывали впускные и выпускные отверстия, впуская топливную смесь и выпуская газы. В отечественной технической литературе тех лет гильзы Найта называли золотниками или подвижными муфтами. Моторы с такой необычной системой газораспределения отличались значительно меньшей шумностью по сравнению с классическими клапанами, но были сложнее и дороже в производстве.

"Белый гараж" оснащался подъемными воротами и системой парового отопления, автомобили в нем можно было мыть струей воды под давлением. Автором проекта гаража был Александр Константинович Миняев - архитектор Петергофского дворцового управления.

В число императорских автомобилей, которыми пользовались только члены царской семьи, входил и маленький Peugeot Bebe, подаренный наследнику цесаревичу в 1914 году. Цитата из дневника Николая II от 9 октября: "Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему 5 октября маленьком моторе".

Для хранения и обслуживания царских автомобилей построили несколько гаражей. Первый появился в 1906 году в Петергофе, в Александровском парке и был рассчитан на десять автомобилей. В Царском Селе на Академической улице возвели целый гаражный комплекс, включавший в себя не только помещения для автомобилей, но и мастерские, квартиры для служащих, кладовые и контору. Самый вместительный - так называемый белый гараж, рассчитанный на сорок машин, но и этих площадей к началу Первой мировой войны стало не хватать: число автомобилей Собственного Его Величества гаража перевалило за полсотни, особенно возросло число грузовиков. Еще один гараж построили в Ливадии, куда императорская семья приезжала каждое лето вместе с автомобилями. И еще один небольшой гараж - во дворе Зимнего дворца, который, к слову, используется по назначению до сих пор.

Приезд императрицы Александры Федоровны в Ставку в Могилеве летом 1916 года. Царица отдавала предпочтение закрытым автомобилям и пользовалась в основном ландоле Renault 40HP. Позади стоит Rolls-Royce 40/50HP с кузовом от парижской фирмы Kellner et ses fils.

Renault 40HP, как и многие императорские автомобили, оснащался кузовом, изготовленным фирмой Kellner et ses fils. В качестве дополнительного оснащения Renault получил электрические фары, увеличенный топливный бак для пробега до 350 км без дозаправки, а также электрический стартер фирмы Bosch.

С началом Первой мировой войны Николай II начал активные поездки по фронтам и тыловым госпиталям. С осени 1914 по лето 1915 года государь совершил пять дальних поездок по стране - бо?льшая часть расстояний преодолевалась на поездах, а разъезды по местности совершались на автомобилях. После принятия на себя обязанностей Верховного главнокомандующего Николай II фактически переехал в Могилев, где размещалась Ставка. Вместе с царем в Могилев прибыли и его машины, а одним из любимых занятий Николая II в Ставке, как и прежде, остались автомобильные поездки. Главными маршрутами были Быховское и Оршанское шоссе, иногда царь приказывал остановиться и шел гулять в лес. Этой привычке Николай II не изменял до своего отречения, совершив последнюю автомобильную прогулку 27 февраля 1917 года, когда в Ставку уже пришли первые телеграммы о беспорядках в Петрограде.

Привилегия N 26751 содержит "описание автомобиля-саней, движущегося посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженного поворотными полозьями на передней оси". Заявку на свое изобретение Кегресс подал 18 февраля 1912 года, а подтвердили его патент только 31 мая 1914 года.

15 января полугусеничные Packard демонстрировались Николаю II, записавшему в своем дневнике: "В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 ч. очень довольные необычной прогулкой".

Поэкспериментировав с "Мерседесами", Адольф Кегресс значительно усовершенствовал свою конструкцию полугусеничного движителя - такими приспособлениями планировали массово оснастить армейские автомобили, причем не только легковые, но и грузовые, а также броневики. Но программа оснащения армии "приборами Кегресса" забуксовала в российской бюрократической машине, а когда все формальности оформления заказа были соблюдены, то подвел Путиловский завод, так и не сумевший начать серийное производство. К концу января 1917 года "приборами Кегресса" удалось оснастить только девять автомобилей Packard - эту работу выполнили мастерские Собственного Его Величества гаража.

С 8 по 12 марта в КВЦ «Сокольники» пройдет традиционная Олдтаймер-Галерея, главной темой которой станет экспозиция «Первые моторы России», посвященная 110-летнему юбилею Собственного его Величества гаража

Вся лента