Борьба за умы

Как американский бизнес отстаивает свои интересы

Apple, Facebook и Uber забеспокоились о своих сотрудниках из-за миграционной политики Дональда Трампа. Руководители крупнейших американских корпораций раскритиковали последние указы президента США, а Google даже отозвала из командировок всех работников, которые находятся за пределами страны.

Фото: Stephanie Keith, Reuters

На прошлой неделе Дональд Трамп подписал указ, который ужесточает въезд в Соединенные Штаты из стран с преимущественно мусульманским населением. Однако представители бизнес-сообщества заявили, что без иммигрантов развития не будет.

Сможет ли бизнес отстоять собственные интересы и защитить своих работников?

Ведущий аналитик управляющей компании «Горизонт» Владимир Рожанковский уверен, что у нетехнологичных корпораций почти нет шансов «свернуть» инициативы Трампа: «В данной ситуации речь идет не о профессорах, а просто об обычных афганцах и сирийцах, которые хотят в Америке работать. Американцы жалуются, что они не могут работать, в частности, в такси, в Uber, по той причине, что иностранцы просят гораздо меньше денег. С этой практикой Трамп пытается покончить. Вопрос о том, хотят американцы или не хотят, — это разговор в пользу бедных, потому что на эти должности, скорее всего, все равно какие-то американцы пойдут, поэтому тут кампанию против Трампа будет очень сложно организовать».

В настоящее время в США работают сотни тысяч приезжих IT-специалистов. По подсчетам Bloomberg, в Кремниевой долине почти 70% математиков и разработчиков — иностранцы.

Высокотехнологичные компании смогут легко обойти жесткие миграционные ограничения, считает президент IT-холдинга LETA Group Александр Чачава: «Крупные американские IT-корпорации нуждаются в большом количестве разработчиков, и это основной поток мигрантов, потому что корпорации стараются выбирать себе лучших из лучших. У каждой большой фирмы есть определенные лимиты по оформлению рабочих виз. Этих квот и раньше не хватало, сейчас в связи с ужесточением они будут испытывать определенные сложности, и это повлияет на их конкурентоспособность. Наверняка они рассматривают открытие центров разработки в других регионах мира, просто приглашать сотрудников не в США, а в компании на территории Канады, Англии, возможно, и Восточной Европы, Израиля».

Пока американские компании пошли на имиджевые шаги. Например, сеть кофеен Starbucks пообещала трудоустроить 10 тыс. беженцев по всему миру, в том числе в США.

Бизнес может успешно бороться с жестким миграционным законодательством с помощью лоббистов. Кроме того, свои интересы корпорации могут отстоять в судах, отметил партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко: «Понятно, что президент — это не Конгресс. Тем не менее, есть кабинет, есть министры, есть советники. В принципе, свою точку зрения компании могут доводить до президента вот таким образом. Во-вторых, есть судебный способ защиты. Если компания докажет, что здесь ущемляются ее интересы, политика президента направлена на то, чтобы предоставлять рабочие места американцам, а не приезжим, но при этом, естественно, это дороже стоит для компаний, то есть у них возрастают издержки. Соответственно, если удастся доказать, что компания имеет здесь свой интерес, то она сама может быть истцом и может обеспечивать борьбу в суде тех или иных работников».

В прошлом году число мигрантов в рейтинге богатейших людей США составило рекордные 10%. Большинство из них прибыли в Америку из Израиля и Индии. Самый известный миллиардер российского происхождения — сооснователь Google Сергей Брин. Он, кстати, вышел на акцию против ужесточения миграционной политики.

Юлия Кошкина

Вся лента