Орлиный профиль стал шире

«Рай» Андрея Кончаловского получил премию как «Лучший фильм»

В первом павильоне студии «Мосфильм» прошло вручение национальной кинопремии «Золотой орел». За вклад в отечественный кинематограф премирован свежий кавалер ордена Почета Василий Ливанов, а абсолютным победителем по удельному весу наград стал «Рай» Андрея Кончаловского.

Впервые за многие годы количество вручаемых «Орлов» увеличилось: отныне к перечню призовых номинаций добавилось еще три. Введением одной из них, «Лучший короткометражный фильм», киноакадемия Никиты Михалкова, очевидно, хотела лишний раз подтвердить, что «молодым везде у нас дорога». Еще две призваны с известным опозданием напомнить, что кинотехнологии не стоят на месте. В номинации «Лучшие визуальные эффекты» состязаются теперь студии, ответственные за компьютерную «картинку». А подрисованные же на компьютере черты лица, живописные увечья и так далее, наряду с вылепленными дедовским способом носами и бородавками, претендуют на «Лучшую работу художника по гриму и пластическим спецэффектам». Для почину соответствующими призами отмечены «Экипаж» Николая Лебедева (визуальные эффекты) и «Дама пик» Павла Лунгина (грим), а среди короткометражек награждена «Мама» продолжающего режиссерскую карьеру актера Кирилла Плетнева.

Одной из главных коллизий премии было соперничество между тем же «Экипажем» и «Дуэлянтом» Алексея Мизгирева: на финишной прямой обе картины собрали по десять номинаций, сильно опередив все остальные фильмы. В результате киноакадемики, похоже, отметили визуально-художественную сторону «Дуэлянта», получившего призы за работу художника-постановщика, костюмы и операторскую работу,— в то время как «Экипаж», помимо спецэффектов, награжден за саундтрек, звукорежиссуру и монтаж.

Главные же лавры достались «Раю», даром что отмеченному в шорт-листе только пятью номинациями. Как можно было ожидать, фильм Андрея Кончаловского сполна утешили за невключение в оскаровские номинанты. Опять-таки впервые за несколько лет призы и за лучший фильм, и за лучшую режиссуру достались одной работе — плюс еще и «Орел» за лучшую женскую роль в исполнении Юлии Высоцкой.

«Мужской» актерский приз достался Ивану Янковскому за работу в «Даме пик» Павла Лунгина. В номинации «Лучший сценарий» второй уже раз (после 2012 года с призом за фильм «Орда») победил Юрий Арабов, награжденный за сценарий квазижитийной притчи Николая Досталя «Монах и бес», которая в основных категориях, как и «Дама пик», номинирована не была (именитый сценарист, получая свою статуэтку, с галантной скромностью назвал картину «утлой лодкой, которая так выглядела на фоне больших кораблей и самолетов»). Дважды лауреатом стал теперь и Сергей Ястржембский. Любовь пресс-секретаря покойного Бориса Ельцина к африканским вояжам принесла ему «Золотого орла» в номинации «Лучший неигровой фильм» за «Кровавые бивни» — документальное расследование о браконьерском рынке слоновой кости.

Лучшим минисериалом признан «Клим» Карена Оганесяна, а среди сериалов крупной формы жюри предпочло «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, проект телеканала «Россия-1», поддержанный Министерством культуры. Продюсер «Тихого Дона» Антон Златопольский на церемонии дал понять, что на очереди экранизация «еще одного великого романа» — которой с основательной уверенностью теперь можно посулить если не следующего «Орла», то уж наверняка поддержку Владимира Мединского, оптимистично провозгласившего со сцены: «Год российского кино завершен, да здравствует эра российского кино!»

Сергей Ходнев

Вся лента