Российский СПГ впервые используют для бункеровки

Им заправят эстонский паром компании Tallink

Эстонский перевозчик Tallink запустит 29 января в первый рейс свой новый грузопассажирский паром на российском сжиженном газе — Megastar. СПГ будет поставлять «Газпром экспорт» по договору с эстонской Eesti Gaas. Объем контракта составит около 20 тыс. тонн в год, СПГ будет поставлен с нового малотоннажного СПГ-завода «Криогаза» в Пскове. Этот контракт почти полностью обеспечит сбыт с предприятия. В перспективе, считает производитель, если Tallink расширит парк своих судов на СПГ, объем бункеровки может вырасти как минимум до 400 тыс. тонн.

Фото: Reuters

Эстонский перевозчик Tallink в воскресенье, 29 января, запустит на маршрут Таллин—Хельсинки новый паром Megastar на российском сжиженном природном газе (СПГ) с псковского завода «Криогаза» (на 100% принадлежит Газпромбанку). Топливо будет поставляться через структуру «Газпрома» «Газпром экспорт», импортером станет эстонская Eesti gaas. Для транспортировки СПГ и бункеровки судов из Германии эстонская компания заказала восемь полуприцепов, оснащенных мощными криогенными насосами для поддержания температуры на уровне минус 160 градусов Цельсия. Для заправки судна применяется метод truck-to-ship: газ из полуприцепа за четыре часа перекачивается на корабль.

Строительство парома вместимостью 500 автомобилей и 2,8 тыс. человек началось на верфи Meyer Turku в Финляндии в августе 2015 года и завершилось в январе 2016 года. Для российских и эстонской компаний это первый проект, связанный с морским транспортом. Использование СПГ во многом связано с экологическими требованиями, в рамках которых с 2015 года содержание серы в судовом топливе в Балтийском море не должно превышать 0,1%. Это означает, что суда уже практически не могут использовать мазут или сернистое дизтопливо и вынуждены перейти на сравнительно дорогой малосернистый дизель либо устанавливать дорогостоящие установки по улавливанию серы. В этой ситуации использование СПГ в качестве бункерного топлива становится выгодным, особенно на судах, которые изначально сконструированы для заправки СПГ. Как отмечают в Eesti Gaas, целью компании на ближайшие годы станет пополнение портфеля СПГ-продуктами.

Как уточнил CEO Eesti Gaas, контракт на поставку СПГ с «Газпром экспорт» заключен на год. Он не назвал его точный объем, но, по словам топ-менеджера, эстонская компания будет выбирать почти весь газ, производимый на заводе «Криогаз» в Пскове, то есть около 20 тыс. тонн в год (объем баков Megastar — 600 кубометров, для одной заправки требуется пять цистерн объемом около 18 тонн СПГ).

Как пояснил журналистам директор департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка Владимир Смелов, преимущество псковского СПГ в том, что завод находится всего в 360 км от порта, и другие производители не могут предложить Eesti Gaas аналогичные ценовые условия. Он не сомневается, что контракт на поставку будет продлен и в следующем году.

По мнению господина Смелова, у СПГ «Криогаза» «колоссальные перспективы» для поставок в качестве топлива для судов, «которые подтверждаются как реальной практикой, так и аналитическими расчетами». Он пояснил, что только у Tallink 16 судов, пока только одно будет ходить на СПГ. После его тестирования компания рассмотрит возможность пополнения своего парка новыми судами на сжиженном газе. В будущем, по словам Владимира Смелова, старые суда будут выводиться из эксплуатации, компания будет покупать новые и постепенно обновит весь флот. Таким образом, потребность перевозчика в СПГ составит около 400 тыс. тонн в год. Такой объем, по словам директора департамента, «Криогаз» может покрыть за счет строящегося завода в Высоцке (планируемая мощность — 660 тыс. тонн в год). Так что в какой-то момент, говорит господин Смелов, спрос будет превышать возможности российских малотоннажных заводов.

Ольга Мордюшенко

Вся лента