Умер Яки Либецайт

Барабанщику группы Can было 78 лет

На 79-м году вследствие пневмонии ушел из жизни Яки Либецайт, барабанщик и один из основателей группы Can. Вместе с коллегами Хольгером Шукаем, Михаэлем Кароли и Ирмином Шмидтом он заложил основы краутрока — музыки, сочетавшей в себе элементы джазовой импровизации и авангардистских экспериментов.

Барабанщик группы Can Яки Либецайт

Фото: Hpschaefer / Wikipedia

Если Шукай и Шмидт пришли в Can из авангардистских кругов (оба учились у Карлхайнца Штокхаузена и дружили со Стивом Райхом, Ла Монте Янгом и Терри Райли), то Яки Либецайт сформировался как джазовый барабанщик и при этом был всерьез озабочен идеологической и философской основой современной музыки. Биографии Can сообщают, что именно Либецайт предложил считать Can аббревиатурой и расшифровывать ее как «Communism, Anarchism, Nihilism».

Изначально Can формировалась под сильным влиянием современного искусства. Будучи большим поклонником Энди Уорхола, Ирмин Шмидт всячески приветствовал участие группы в художественных акциях и участие художников в деятельности группы. Место у микрофона некоторое время занимал страдающий психическими заболеваниями скульптор Малькольм Муни. После того как доктора посоветовали Муни покинуть группу, Шукай и Либецайт пригласили в состав японца Дамо Судзуки, идеально вписывавшегося в концепцию «мгновенной композиции», которую культивировала группа.

В начале 1970-х Can сделала записи, сформулировавшие краутрок как концепцию. Серьезную роль в его формировании сыграл Яки Либецайт. Он оставался верен джазовой манере игры на барабанах, и именно в сочетании с ней импровизации остальных участников и эксперименты с электроникой явили собой совершенно новый стиль, повлиявший на свободные музыкальные формы будущего и в то же время подсказавший дорогу передовым поп-музыкантам 1980-х. Например, в 1981 году Яки Либецайт и Хольгер Шукай приняли активное участие в записи дебютного альбома дуэта Eurythmics «In The Garden».

Яки Либецайт обеспечивал точный, механистичный ритм, из-за которого коллеги сравнивали его с метрономом. Критики считали его редким примером барабанщика, сочетающего холодный математический подход к игре с фанковым куражом.

К концу 1970-х из-за разногласий между Шукаем и Шмидтом распределение ролей в группе серьезно изменилось, новатор Шукай утратил лидерские позиции, в составе появились новые музыканты. А в 1979 году классический период Can завершился, каждый занялся своим делом. Яки Либецайт присоединился к группе Phantomband, затем экспериментировал в самых разных составах, но по первому же зову экс-коллег по Can появлялся у них в студии. Барабанщик записал партии ударных для всех сольных альбомов Хольгера Шукая и Ирмина Шмидта, выпущенных в 1980-х—начале 1990-х. Среди самых известных альбомов, где звучат барабаны Яки Либецайта,— «Before and After Science» (1977) и «Ultra» (1997) Depeche Mode. К его услугам прибегали Джа Уоббл, Паскаль Комелад, Джанна Наннини и др.

В 1999 году ключевые музыканты Can Шукай, Шмидт, Либецайт и Кароли после долгого перерыва встретились на сцене, однако не играли вместе, а представили свои сольные проекты на общем концерте. А в 2001 году умер Михаэль Кароли, и новое воссоединение Can стало невозможным. Бывшие компаньоны впоследствии занимались только переизданием старых записей. Правда, в начале нового десятилетия Либецайт и Шмидт вместе поддержали электронного музыканта следующего поколения — Бернта Фридмана. На альбоме «Cyclopean» (2013) звучат их инструментальные партии.

Борис Барабанов

Вся лента