Вылет из программы

Субсидирования авиаперевозок в Приволжье с 2017 года не будет

Программа развития региональных авиаперевозок, работавшая в Приволжском федеральном округе (ПФО) с 2014 года и предусматривающая субсидирование ряда межрегиональных направлений, завершилась. В федеральной программе на 2017 год Нижнего Новгорода, как и большинства городов Приволжья, не оказалось. В Росавиации не исключают, что Нижний Новгород может появиться в списке субсидируемых рейсов в течение года — на участие в программе в ПФО в этом году заявлялись шесть авиакомпаний, планировавших вылет из столицы округа . Эксперты предупреждают, что если этого не произойдет, для некоторых перевозчиков завершение программы станет серьезным ударом.

Региональнальные авиаперевозчики могут уйти из ПФО из-за отсуствия субсидирования

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Программа развития межрегиональных авиаперевозок в ПФО, разработанная и запущенная в 2013 году по инициативе полномочного представителя президента в округе Михаила Бабича, не была продлена на 2017 год. Напомним, в ее рамках льготные тарифы на перелеты обеспечивались за счет компенсации затрат авиакомпаниям-участникам из региональных и федерального бюджетов. В 2013 году на финансирование программы было выделено 640 млн руб. Предполагалось, что благодаря программе пассажиропоток на внутренних рейсах в ПФО увеличится вчетверо до ­150–170 тыс. человек. В первый год авиакомпании перевезли только 90 тыс. пассажиров, а по состоянию на декабрь 2016 года — 107,8 тыс. Список субсидируемых направлений год от года менялся, некоторые направления закрывались, другие выходили на окупаемость.

Как пояснили „Ъ“ в полпредстве, окружная программа изначально была рассчитана до 2016 года включительно и выполнила свою функцию. «Наша программа показала свою эффективность и завершена. ­Основную задачу мы выполнили — привлекли внимание к региональным авиаперевозкам и фактически стали пилотным округом, на основании нашего опыта была разработана федеральная программа, которая продолжает свою работу», — ­отметили в аппарате полпреда.

Но рейсы внутри ПФО в федеральную программу развития региональных авиаперевозок на 2017 год не вошли. Сейчас в ней участвуют 102 маршрута (в начале 2016 года было 106, концу — 167). Как рассказали „Ъ“ в Росавиации, объем финансирования программы уменьшился с 3,7 млрд руб. в прошлом году, до 3,5 млрд руб. в текущем. Как пояснили в Росавиации, по постановлению правительства в первую очередь заключаются договоры на субсидирование рейсов, которые обеспечивают связь с труднодоступными районами Сибири и Дальнего Востока, и порядка 85% выделенных на программу средств были направлены именно на эти направления. Оставшиеся средства были распределены между теми авиакомпаниями, заявки которых соответствовали новым требованиям программы, принятым в июле прошлого года. «Раньше авиаперевозчику было достаточно представить в Росавиацию гарантийное письмо от компании или региона о готовности софинансирования, сейчас, чтобы заявка была рассмотрена и маршрут вошел в программу, нужно предоставить копию нормативного акта субъекта РФ, подтверждающего это софинансирование», — рассказали в Росавиации. Внесение этих изменений было связано с тем, что на практике некоторые регионы ранее не выделяли средства, несмотря на гарантирующие письма.

По словам исполнительного директора ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (входит в холдинг «Аэропорты регионов», контролируемый группой «Ренова») Дениса Букина, из-за закрытия окружной программы развития авиаперевозок ожидается сокращение вылетов в регионы из Нижнего Новгорода. Не все маршруты вышли на самоокупаемость и без субсидий будут убыточны для авиакомпаний. «С точки зрения развития авиаперевозок это негативная тенденция: несмотря на то, что эти рейсы составляют незначительную долю в общем пассажиропотоке «Стригино» (менее 4%), они формируют маршрутную сеть аэропорта и позволяют нижегородцам совершать перелеты в другие города России без стыковок в Москве», — отмечает господин Букин.

В авиакомпании «ЮВТ ­Аэро», которая заявлялась на участие в окружной программе, ответили, что ее прекращение несущественно скажется на бизнес-плане, так как доля субсидируемых рейсов в нем невелика. ­«Негативное влияние уже компенсировано субсидируемыми маршрутами на 2017 год в рамках программы по северным направлениям. Кроме того, рейс Казань — Пермь сохранен, так как он наиболее близок к самоокупаемости из рейсов внутри ПФО», — отмечают в пресс-службе авиаперевозчика.

По другим авиакомпаниям, которые строили свой бизнес на региональных перевозках внутри ПФО, закрытие окружной программы ударит довольно серьезно. «Например, авиакомпании „Оренбуржье“ придется переориентировать свой флот на другие направления. А количество самоокупаемых региональных направлений очень ограничено, поэтому найти их будет крайне сложно, тем более быстро», — полагает руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В то же время в авиационных кругах, правительстве области и Росавиации не исключают, что часть региональных маршрутов с вылетом из Нижнего Новгорода может вернуться в программу. Как рассказали в Росавиации, на участие в программе субсидирования региональных рейсов из Нижнего Новгорода в 2017 году было подано 10 заявок от шести авиакомпаний, но никто не приложил гарантию софинансирования от региона. Между тем средства в размере 37,7 млн руб. в бюджете Нижегородской области на 2017 год заложены, сообщили в областном минтрансе, пока вопрос об их исключении не стоит. Информацию о том, что Нижний Новгород может вернуться в ­программу, „Ъ“ подтвердили источники в авиационных кругах. По данным участников рынка, некоторые региональные перевозчики ведут переговоры о субсидировании маршрутов с субъектами РФ, которые планировали выделить софинансирование для развития региональных авиаперевозок. В Росавиации отметили, что это действительно возможно, если в течение года образуется экономия выделенных на программу федеральных средств, например, если по ряду маршрутов перевозки прекратятся или выйдут на самоокупаемость.

Положительные результаты таких переговоров маловероятны, так как в округе мало регионов со стабильными финансовыми результатами, считают эксперты. «Именно дефицит региональных бюджетов и стал основной проблемой при реализации окружной программы. Тем более что программа эта, по сути, позволила лишь расширить географию региональных рейсов, но на пассажиропотоке сказалась незначительно. Задача ставилась открыть и поддерживать определенное количество маршрутов внутри округа, но, по сути, только несколько направлений могли бы работать без субсидий», — говорит Олег Пантелеев. По его мнению, если федеральные субсидии не будут получены, большинство рейсов в расписание нижегородского аэропорта не вернется.

Анна Павлова

Вся лента