"Напряженность в отношениях США и России вышла на новый виток"

Политолог в эфире "Ъ FM" — об ужесточении санкционной политики

Москва ответит на новые санкции Вашингтона, заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова. Накануне Барак Обама подписал указ о введении новых ограничений. Это ответ на кибератаки, которые якобы Россия организовала во время американских выборов. США объявили о высылке 35 российских дипломатов. Им дали 72 часа, чтобы покинуть страну.
В "черный список" попали также пять юридических лиц, включая ФСБ и Главное разведывательное управление, а также шесть граждан. Это руководитель ГРУ Игорь Коробов, его заместители и двое предполагаемых российских хакеров. Их счета в США будут заморожены, а имущество конфисковано. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил ситуацию с политологом Михаилом Троицким.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Что здесь интереснее и важнее: какие меры примет Москва, так СМИ сообщают, что Россия закрыла школу для детей сотрудников посольств США и Британии в Москве; либо как долго эта ситуация может продлиться, и кто ее разрешит?

— Важно, конечно, все в совокупности. Самый главный вывод о происходящем заключается в том, что напряженность в отношениях США и России вышла на новый виток, новые взаимные санкции принимаются. Что касается школы, насколько я понимаю, там учатся не только сотрудники посольств, сколько просто дети тех, кто хочет, чтобы они получали среднее образование на английском языке: дети экспатов, сотрудников международных компаний, в том числе граждане России. Так что, это удар не только и не столько даже по сотрудникам посольств, сколько, во-первых, по детям, а, во-вторых, по родителям, среди которых, я уверен, есть много граждан России.

— Еще американская сторона сообщала о том, что высылает дипломатов. То есть, я так понимаю, что здесь должен быть зеркальным ответ? И мы вышлем дипломатов ровно столько же?

— Это наиболее вероятный вариант. Я думаю, что список такой готовится, и, скорее всего, будет таким же по количеству высылаемых, или даже большим. Хотя мы знаем и случаи в середине 80-х, когда Советский Союз не ответил симметрично на высылку огромного количества, даже по нынешним меркам, советских дипломатов из Британии и США. Сейчас я уверен в том, что вышлют столько же или больше.

— Почему Обаме было важно успеть с принятием санкций до Нового года, а, точнее, до 20 января? То есть он действительно уверен, что Трамп на такие меры не пойдет никогда?

— Во-первых, мне кажется, Обама достаточно ясно выразился по этому поводу, сказав, что невозможно пропустить такие злоупотребления информацией, полученной в результате киберопераций, как он их называет, со стороны России, и это его долг — ответить. При этом он понимает, что, возможно, администрация Трампа будет проводить какую-то иную политику, что-то изменит в курсе США в отношениях с Россией. Но, с другой стороны, как мы знаем, Обама разговаривал вчера по телефону с избранным президентом Трампом, и я думаю, довольно четко изложил ему свою позицию и аргументы в пользу этих санкций. Трамп же еще до этого разговора сказал, что проведет встречу с представителями американских спецслужб. Имея в виду серьезную политическую поддержку в Соединенных Штатах этих санкций, включая сенаторов, конгрессменов от Республиканской партии, я думаю, что не очень велика вероятность для Дональда Трампа их осуждение и выход из них. Тем более высланных дипломатов назад уже возвращать ни та, ни другая сторона не будет.

— Американский политолог Коэн Ариэль в эфире "Коммерсантъ FM" заявил о том, что ФБР и Агентство национальной безопасности никогда бы не положили на стол Обамы документы или какие-то советы, как действовать в этой ситуации, если бы у них не было конкретных фактов о том, что Россия действительно замешана в этих кибератаках каким-то образом. Вы тоже так думаете, что это не столько политический, сколько вынужденный ход в том числе Обамы?

— Я бы не хотел свою позицию сравнивать с позицией каких-то других политологов. Но я уверен в том, что, конечно, официальное заявление американского правительства об уверенности в каком-то обстоятельстве, в данном случае в том, кто является виновником определенных действий, — это достаточно серьезная вещь. Мы слышали о том, что несколько последних недель администрация Обамы занималась обсуждением того, как юридически оформить эти санкции, что является очень серьезным вопросом на самом деле. Вот эта юридическая скрупулезность в подходе к официальным заявлениям и действиям американского правительства говорит о том, что, наверное, это делается не только в политических целях или, исходя из какой-то обиды, а все-таки на основании достаточно весомых аргументов. Некоторые из них, правда, не могут быть изложены открыто, или на них даже нельзя намекнуть американским спецслужбам, потому что тогда они компрометируют свои источники и методы сбора информации. Это тоже всем понятно.

Вся лента