Южный Урал отстоял крепость

Продажи легальной водки в регионе выросли на 20%

Челябинская область стала единственным регионом УрФО, где с начала года выросли продажи алкоголя почти во всех сегментах. Значительнее всего увеличились объемы реализации водки и коньяка — около 20%. Эксперты полагают, что это связано с ростом потребления легальной продукции на фоне внедрения ЕГАИС (системы учета объема производства и оборота алкоголя). Участники рынка также отмечают рост спроса покупателей на российскую продукцию, стоимость которой в этом году менялась незначительно.

Потребление алкоголя в Челябинской области падает последние несколько лет

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

По данным центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), за 11 месяцев 2016 года в Челябинской области розничные продажи водки и коньяка выросли на 20%. Регион стал лидером роста в УрФО по крепкому алкоголю. На втором месте идет Свердловская область: рост продаж по обеим позициям составил около 9%. Тогда как в остальных уральских регионах продажи сократились. Всего в округе в розницу было реализовано 6,5 млн дкл водки (1 дкл=10 л) и 936 тыс. дкл коньяка, из них 1,4 млн дкл и 194 тыс. дкл соответственно приходится на Южный Урал. Положительная динамика наблюдается и в других сегментах алкоголя: на 6% выросли продажи вина, на 10% ликероводочных изделий (ЛВИ) с содержанием спирта до 25%. Незначительно (на 3%) снизились продажи пива. Единственный сегмент, где регион показал сильное падение — это ЛВИ с содержанием спирта более 25%. Отметим, что в первой половине года продажи по всем сегментам в регионе сокращались более чем на 20%.

Вместе с этим, в регионе несколько лет наблюдается снижение потребления алкоголя на душу населения: по сравнению с 2014 годом на данный момент потребление водки сократилось на 15%, виски — на 74%, потребление коньяка осталось на том же уровне. По итогам третьего квартала этого года, потребление водки на душу населения в Челябинской области составляло 3,242 л, а в среднем по стране 4,068 л., виски — 0,077 л (по стране 0,2), коньяка 0,454 л на душу населения (0,507 по стране).

По словам генерального директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, рост продаж крепких алкогольных напитков в области в этом году связан с внедрением единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По данным господина Дробиза, порядка 40% крепкого алкоголя на Урале до этого было нелегальным, а «такого количества нелегального алкоголя, как в Челябинской области не было нигде в УрФО». «Рост продаж в этом году связан не с ростом потребления, а с ростом потребления легальной продукции в ущерб нелегальной. Другого объяснения я не нахожу», — говорит он. Аналогичного мнения придерживается президент совета НП «Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции» по УрФО Виктор Гречишкин. Впрочем, он считает, что на фоне внедрения ЕГАИС увеличился объем продаж контрафактного продукта. «Продавцам проще заплатить копеечный штраф, переждать пару недель и продавать дальше «из-под полы». Потому что так они получают чистую прибыль. Чем жестче государственные меры контроля, тем больше нелегальный бизнес приспосабливается и реализует свои продукт», — отметил он.

Директор розничной сети «МАВТ-винотека» Елена Игнатова отметила, что выросла выручка от продаж крепкого алкоголя, но связано, по ее словам, это с увеличением курсов валют в 2016 году, что повлекло за собой рост стоимости импортного продукта. «Средний чек в сети магазинов увеличился примерно на 15% и составил 700 руб. Если посмотреть категорию крепкого алкоголя, перераспределение происходит от импортного алкоголя к российскому, цена на который изменилась наименьшим образом. Увеличение спроса на вино и ЛВИ с содержанием спирта до 25% говорит о повышении культуры пития в нашем городе, люди узнают, что такое вино и чаще отдают ему предпочтение», — говорит она. Госпожа Игнатова добавила, что ЕГАИС дает гарантию покупателям, что приобретенный ими алкоголь сертифицирован. Для продавцов этот процесс оказался сложным, например, мелкие продавцы не могли своевременно внедрить систему и ушли с рынка либо стали работать под именем крупных компаний, пояснила она.

Ильвия Ахмеджанова

Вся лента