Обновлено 22:31

Конкуренция гипотез

Какие версии крушения Ту-154 рассматривают следователи

Записи с бортового самописца Ту-154, найденного на месте крушения самолета Минобороны, предварительно подтверждают версию об ошибке пилотирования, сообщают СМИ со ссылкой на источник. "Черный ящик" был доставлен на расшифровку в Московскую область — в Центральный НИИ ВКС.

Фото: Дмитрий Норов, Коммерсантъ

Также среди приоритетных версий крушения Ту-154 в Черном море называлось ранее попадание посторонних предметов в двигатель. Проверяются и другие варианты, в том числе некачественное топливо и техническая неисправность на борту.

"Для того, чтобы все двигатели вышли из строя, нужно, чтобы самолет попал тогда в сильную стаю птиц. Двигатели не глохнут одномоментно сразу, тяга определенная остается. Ни о каком развороте на обратный посадочный курс речи не идет, потому что это еще недостаточное удаление для того, чтобы выполнить разворот и зайти с обратным курсом на полосу. То, что они начали разворачиваться в сторону берега — это самолет был неуправляем. С Ту-154 много лет назад была ситуация, когда самолет заправляли, пробку, которая закрывает горловину, не очень хорошо закрыли. Самолет взлетел, пролетел по маршруту без каких-либо замечаний, однако в момент выпуска шасси эта пробка вылетела и попала в двигатель. Двигатель был полностью разрушен, но там все закончилось благополучно", — прокомментировал в беседе с "Коммерсантъ FM" версию о постороннем предмете в двигателе генеральный директор Международного аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.

Самолет Минобороны потерпел катастрофу почти сразу после взлета. Он упал неподалеку от берега в воды Черного моря. И у экспертов сразу же возникло множество вопросов, на которые пока нет ответов. В частности, экипаж не передал никаких сигналов на землю о нештатной ситуации, а просто перестал выходить на связь через две с половиной минуты после получения разрешения на взлет. За это время командир мог просто не успеть ничего сообщить на землю, считает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин: "Три двигателя — это три пылесоса, по сути дела, которые все вокруг сосут. При попадании крупной птицы может разное произойти. Разрушение лопаток приведет к отстрелу лопатки, да, это, по сути дела, осколочный снаряд. Куда он попадет — бог его знает — в кабину, в другой двигатель, они же все вместе у него там рядом. В конечном итоге это может привести к пожару. Но поскольку ночью, если бы был пожар, наблюдали бы уже все, и диспетчеры в том числе, с вышки это было бы видно. Я думаю, что не было там пожара. Там нет автоматического выключения двигателей, там экипаж сам. Два других двигателя возьмут взлетный режим, но им нужно десять секунд. Самый ответственный, самый сложный этап полета. И вот этих десяти секунд, чтобы они вышли на взлетный режим на такой высоте и при такой скорости, могло и не хватить".

Экипаж был занят исправлением сложившейся ситуации, команде просто физически было некогда сообщать диспетчерам о том, что что-то пошло не так, согласен генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов: "Когда мы поднимем регистратор речевой, там, скорее всего, будет очень много разговоров внутри кабины, когда командир будет давать команды, ему будут отвечать, включать что-то, докладывать. Они внутри так разговоры ведут, что там не вклинишься просто кому-то сказать эти два слова — "мы падаем" или что-то. Они еще и не определились, что это случилось. Я летал на этом самолете — Ту-154, серия Б-2. В этом самолете есть командир, правый летчик, бортинженер, штурман — четыре человека в кабине минимум сидит. Пятый человек раньше был, сейчас его убрали, это был радист. Радист в этом случае мог бы сообщить, но радиста по штатной категории на сегодняшний день нет".

Во вторник газета "Коммерсантъ" сообщила о появлении свидетеля крушения самолета — пограничника, который в момент трагедии находился на катере в акватории Сочи. По его словам, борт Минобороны, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку. При этом очевидец сравнил положение самолета с мотоциклом, поставленным водителем на заднее колесо. По версии следствия, лайнер мог упасть из-за ошибки пилотов, в результате которой машина потеряла скорость, снизилась, задела хвостом поверхность моря, а затем развалилась и затонула.

Могла ли катастрофа произойти по причине ошибочных действий экипажа? Исключать такой вариант нельзя, считает заслуженный пилот России Юрий Сытник: "Встреча с птицей или каким-нибудь дроном — эта версия так и остается. Вот отказ материальной части к таким трагическим событиям, как правило, сразу не приводит. Это обязательно будет передача наземному диспетчеру. То есть это или мгновенный какой-то взрыв, которое Министерство обороны отрицает, а зря, или, второе, экипаж считал, что он справится с этой ситуацией, и не вышел в эфир. Это элитные летчики, они свои проблемы, как правило, решают самостоятельно. Есть, конечно, еще — это я так додумываю — во время выполнения крена что-то нештатно пошло, они могли потерять пространственное положение".

Между тем, в Черном море в районе падения Ту-154 продолжается операция по поиску и подъему на поверхность тел погибших и фрагментов лайнера. Обломки самолета лежат на дне примерно в полутора километрах от берега. Признаков того, что падение Ту-154 стало результатом теракта, специалисты ФСБ не обнаружили. Внешнее воздействие действительно следует считать крайне маловероятным, скорее всего, подвела техника, полагает летчик первого класса, пилот Airbus А320 Андрей Литвинов. "Теракт в аэропорту Сочи... Туда очень часто прилетает президент, официальные делегации, поэтому я не думаю, что туда кто-то мог что-то пронести. Здесь, скорее всего, какой-то произошел отказ, а экипаж не успел просто справиться с этим отказом. Наверняка мы услышим при расшифровке "черных ящиков" какие-то комментарии внутри кабины. И мы узнаем правду", — заявил он в беседе с "Коммерсантъ FM".

Накануне водолазы обнаружили несколько обломков Ту-154, в том числе один фрагмент лайнера размером около четырех метров. По этим деталям следователи смогут выяснить, как падал самолет, отметил летчик-инструктор Андрей Красноперов: "Первым был удар в хвостовую часть, почему она отвалилась. И дальше, естественно, был кивок на нос, возможно, дальше разрушения по боковой части. Если он был с креном, то, естественно, крыло могло отвалиться, кабина летчиков разрушиться. Во время этого удара — а удар, я думаю, был солидный — произошло разрушение самолета — на эти куски. Судить именно о силе удара можно только, если собрать все куски, и понять, каким местом именно пришелся главный удар".

Самолет Ту-154, направлявшийся в Сирию, упал в море утром в воскресенье. На его борту было 92 человека, все они погибли.

Вся лента