"2016 год стал для украинцев годом сплошных разочарований"

Более 450 украинских военных погибли в Донбассе с начала года по данным пресс-службы вооруженных сил Украины. Непризнанные республики такие сведения пока не публиковали. Так называемый минский процесс по урегулированию конфликта поставлен на паузу: следующие переговоры в этом формате пройдут уже в 2017 году. Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин подводит итоги 2016 года для Украины.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Уходящий год принес жителям Украины и ее политическому классу гораздо больше разочарований, чем достижений. Первым и, возможно, главным разочарованием стал исход выборов в США. Украинские лидеры делали ставку на Хиллари Клинтон. Столь однозначную, что посол Украины в Вашингтоне Валерий Чалый, выступая на американских телеканалах, фактически участвовал в кампании, агитируя против Дональда Трампа, — беспрецедентный случай в дипломатической практике. И когда победил Трамп, неоднократно хваливший Владимира Путина, для украинской элиты это стало шоком.

Второе разочарование — отстраненность Евросоюза. Наиболее отчетливо она проявилась в бесконечном откладывании безвизового режима. Киеву как бы дают понять: Украина Европе, по большому счету, не нужна. Дежурные слова поддержки лидеры ЕС, конечно, произносят, но ни во что ощутимое они пока не выливаются.

Третье разочарование — низкое качество самого нынешнего политического класса, причем это касается как властей, так и оппозиции. Становится все более очевидно: Майдан не дал не только новых лидеров, но и новых методов управления.

Сильнейшим ударом для украинцев стала публикация электронных деклараций депутатов и чиновников, отчитавшихся за свое движимое и недвижимое имущество. Оказалось, что политиков, готовых работать за идею, фактически нет. В отличие от тех, кто вышел на Майдан во имя свободы, европейских ценностей и прочих светлых идеалов, движущим мотивом для большинства депутатов и министров было и остается желание заработать. Причем заработать неприлично большие деньги.

Четвертое разочарование — раскол и междоусобная война в условном "патриотическом лагере". Вначале было противостояние команд президента Порошенко и бывшего премьера Яценюка, затем конфликт главы государства с губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили. Он обвинил Порошенко в коррупции, а в ответ получил шквал компромата от связанных с президентом СМИ и политиков.

В итоге для украинцев не осталось ничего святого. Авторитеты низвергнуты. Все или почти все кумиры дискредитированы, даже Надежда Савченко, ставшая из национальной героини чуть ли не "агентом Москвы". Но проблема в том, что нет и новых лиц, не тянущих за собой шлейфа скандалов и сомнительных связей.

При этом на Украине так и не появилась политическая сила, которая предложила бы альтернативный путь и в той или иной мере ориентировалась на Москву. Сегодня такое немыслимо, подобная партия не может возникнуть по определению. Любое движение, призывающее к восстановлению отношений с ней, будет расцениваться как коллаборационистское, со всеми вытекающими последствиями.

Да и в Москве, возможно, с учетом этих обстоятельств интерес к Украине заметно угас. В недавно принятой концепции внешней политики этой стране уделено на удивление мало внимания. Складывается впечатление, что Кремль взял паузу, предоставив Украину самой себе и не вмешиваясь ни прямо, ни косвенно в ее внутриполитические процессы. И, возможно, в нынешней ситуации это оптимальная тактика. Мои собеседники в Киеве, когда я недавно там был, не исключали, что со временем — "через один или два электоральных цикла" — может появиться влиятельная политическая сила, которая сумеет наладить с Москвой диалог. Но время это еще не наступило.

Вся лента