В Душанбе только поездом

Москва грозит остановить авиасообщение с Таджикистаном

Минтранс РФ может уже с четверга полностью остановить авиасообщение между Россией и Таджикистаном. Москва настаивает на выдаче допуска авиакомпании «Ямал» на полеты из подмосковного Жуковского в Душанбе и Ходжент, но Таджикистан считает, что для этого нужно пересматривать двусторонние соглашения, а рейсы должны выполняться «на паритетной основе». В аналогичном конфликте в ноябре РФ продавила выдачу разрешения на рейсы из Жуковского «Уральским авиалиниям», но теперь в Душанбе считают, что авиакомпаний, летающих из Москвы, и так «вполне достаточно».

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Сегодня Минтранс РФ продолжил жесткое давление на авиавласти Таджикистана, связанное с конфликтом вокруг полетов из подмосковного Жуковского в Душанбе и Худжанд (Ходжент). Министерство сначала сообщило о прекращении в одностороннем порядке авиасообщения между двумя странами с 22 декабря, мотивируя это тем, что Таджикистан не выполнил обязательства в рамках ранее подписанных договоренностей. Затем позиция чуть смягчилась: Минтранс оставляет за собой право приостановить авиасообщение с Таджикистаном 22 декабря, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу министерства. Стороны продолжили переговоры.

Впервые риск прекращения авиасообщения с Таджикистаном возник в начале ноября, когда Душанбе отказался согласовать полеты российских авиакомпаний из нового аэропорта Жуковский в Подмосковье. В Таджикистане решили, что аэропорт относится к Москве (формально московскими Минтранс РФ считает только три аэропорта — Внуково, стоящее на территории столицы, а также Домодедово и Шереметьево, административно относящиеся к Московской области). Следуя этой позиции Душанбе, для выдачи допусков на рейсы из Жуковского в Таджикистан нужно пересматривать межправительственное соглашение. Но в ноябре по итогам двусторонних переговоров власти Таджикистана пошли на уступки и разрешили «Уральским авиалиниям» летать в Худжанд и Душанбе два раза в неделю (подробнее о ситуации см. также “Ъ” от 3 ноября).

Но на текущей неделе конфликт обострился повторно, после того как Минтранс Таджикистана отказал в допуске авиакомпании «Ямал» (получила летом право на полеты из Жуковского наряду с «Уральскими авиалиниями») на том основании, что авиасообщение между двумя странами должно выполняться на паритетной основе, а авиакомпаний, уже летающих из Жуковского, «вполне достаточно». В итоге два рейса «Ямала» — в Душанбе и Худжанд — были перенесены на неопределенный срок «по не зависящим от аэропорта причинам».

В Минтрансе РФ настаивают, что в двустороннем соглашении с Душанбе о воздушном сообщении и последующих договоренностях между странами нет «ни единого упоминания о “паритете”». Министерство считает, что этот термин не является юридическим «и используется таджикской стороной для обозначения своей позиции в отношении развития воздушного сообщения между двумя странами». В Минтрансе РФ также напомнили, что в рамках переговоров авиавластей двух стран, которые состоялись в начале ноября, таджикская сторона приняла назначения российских компаний на линиях Жуковский—Душанбе и Жуковский—Худжанд, «о чем была сделана соответствующая запись в итоговом протоколе».

Елизавета Кузнецова


Как таджиков признали в России иностранцами

Правительство РФ в июне запретило въезд в Россию гражданам Таджикистана по внутренним паспортам. Теперь им нужно иметь заграничный. Новые правила затронули до полумиллиона человек. До конца года въезд только по загранпаспортам должен быть введен для всех стран СНГ, кроме Белоруссии и Казахстана. Эксперты считали, что таким образом власти хотя бы смогут пересчитать всех трудовых мигрантов в России. Читайте подробнее

Вся лента