Символ меланхолии

Умерла Мишель Морган

Некролог

Фото: COLLECTION CHRISTOPHEL/AFP

На 97-м году скончалась Мишель Морган, в течение нескольких десятилетий бывшая первой леди французского кино.

Морган (ее настоящее имя Симона Руссель) начала сниматься в 15 лет, после учебы на драматических курсах. Всемирную славу ей принесло участие в картине "Набережная туманов". На время нацистской оккупации покинула Францию и работала в Голливуде. После фильма "Пасторальная симфония", снятого на родине в 1946-м, Морган прочно завоевала положение французской актрисы номер один. Она сохранила его в 1950-е и даже, по мнению многих, в 1960-е — годы наката "новой волны", сломавшей старую систему звезд.

Мишель Морган вошла в национальный кинематограф в момент его подъема. В мае 1938 года кинематографический Париж праздновал премьеру фильма Марселя Карне "Набережная туманов". Его создатели, включая исполнителя мужской роли Жана Габена, были уже хорошо известны. Звезда 18-летней старлетки с бледным печальным лицом взошла в вечер премьеры. Утонченная, хрупкая Мишель Морган идеально вписалась в стихию "поэтического реализма", пронзительно намекая на скорую обреченность — главный мотив предвоенных фильмов Карне и Превера.

Удивительна судьба этих гениев своей эпохи. Поэт и драматург Жак Превер, почти ровесник кинематографа, после войны все реже пишет сценарии и в последний период жизни (умер в 1977-м) совсем отходит от кинематографа. На год раньше скончался Жан Габен, поменявший маску романтического маргинала на амплуа сильного, но прозаичного, крепко стоящего на ногах героя. Марсель Карне прожил долго, но творчески состарился раньше, чем физически. И только Мишель Морган продолжала успешно сниматься вплоть до конца 1990-х, не испытывая в своей жизни никаких явных метаморфоз, пронеся через несколько бурных десятилетий постоянство своего имиджа — гранд-дамы французского кино.

Она стала ею еще в юности, ибо никогда не была инфантильной и всегда существовала как бы вне возраста, вне социальной среды, вообще вне материи — словно призрак или восковая фигура. Но в актрисе всегда угадывалась сильная интуиция и воля. Морган была особенно хороша в литературных экранизациях ("Пасторальная симфония" по Андре Жиду, "Поверженный идол" по Грэму Грину, "Гордецы" по Жан-Полю Сартру). Ее стихией была и мелодрама, которую она облагораживала холодноватой манерой игры и возвышенным обликом. Тонкое чувство меры и благородную строгость романтического стиля актриса проявила в ролях королев (Мария-Антуанетта), народных героинь (Жанна д`Арк), аристократок и простолюдинок.

В каждое десятилетие французской киноистории Морган впечатывала по меньшей мере один хрестоматийный образ. В 30-е годы — это бредущая по набережной сквозь портовый туман Нелли в черном плаще и берете. В 40-е — Гертруда, слепая воспитанница пастора из "Пасторальной симфонии" Жана Деланнуа (за эту роль актриса получила награду в Канне — первую в истории фестиваля). В 50-е годы — восторженная провинциалка Мария-Луиза из "Больших маневров" Рене Клера, превратившая шутливую интригу с полковым донжуаном (Жерар Филип) в трагически глубокое чувство. В 60-е — поблекшая, но не утратившая меланхоличной женственности графиня де Валандри, втянутая в опасные игры (фильм "Бенжамен, или Дневник девственника" Мишеля Девиля). И даже в 70-е находится постановщик — Клод Лелюш, который пишет специально для Морган роль в ироническом детективе "Кот и мышь".

Имидж нездешней красавицы не могли нарушить свидетельства людей, хорошо знавших актрису в жизни и утверждавших, что она совсем не похожа на своих героинь. Морган любила смеяться, трижды была замужем, а с третьим супругом, знаменитым комедиографом Жераром Ури, создателем "Разини" и "Большой прогулки", прожила почти полвека вплоть до его смерти. Актриса говорила, что секрет их счастья в том, что муж умеет ее рассмешить. Однако он снимал других актеров и актрис, Морган не вписывалась в его комедийный мир и появлялась в фильмах Ури только в виде редкого исключения. А познакомились они на съемках "Призрачного счастья": на этой картине Морган приклеили искусственный нос, который отрезают в ходе пластический операции, но муж отказывается признать любимую жену в незнакомой красавице.

В "Больших маневрах" Морган снималась с Брижит Бардо, в "Бенжамене" — с Катрин Денев. Соперницы, казалось, наступали ей на пятки. Но слава Бардо как актрисы началась и кончилась в течение одного десятилетия, а Морган продолжала оставаться королевой французских романтических дам, в число которых входили и более старшая Даниэль Дарье (готовящаяся через полгода встретить свое столетие), и младшая на четверть века Денев.

Мишель Морган была признана во Франции лучшей актрисой и в 1946-м, и в 1955-м, и в 1967-м. Ее статус был столь высок, что она — единственная среди французских звезд — могла без ущерба для себя не появляться на экране в течение нескольких лет. Что Морган и делала, не позволяя себе поздних экспериментов с новомодными режиссерами. Она хранила верность классической школе и прежним кумирам, большинство из которых ушло из жизни и обрекло ее на одиночество. Подобно Грете Гарбо, с которой ее сравнивали еще в юности, Мишель Морган осталась в истории кинематографа воплощением загадочности, недоступности и несуетливого достоинства. Ее усталая грация и тонкое лицо в оправе платиновых волос стали эмблемами французского кино, символами его романтизма и меланхолии.

Андрей Плахов

Вся лента