Кто везет, на том и едете

Перевозчики отказываются заключать договоры с ПКГУП «Автовокзал»

Вчера краевое предприятие «Автовокзал» впервые за пять лет приступило к операционной деятельности по обслуживанию перевозчиков и пассажиров без участия арендаторов. К работе в новых условиях оказались не готовы перевозчики, которые в большинстве своем не заключили с краевым предприятием договоры на оказание услуг.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Владельцы автобусов, получившие новые условия от «Автовокзала» лишь в минувший понедельник, оказались недовольны ростом тарифов на услуги ПКГУП, а также другими пунктами договора. В самом краевом предприятии уверяют, что работа идет в штатном режиме.

С 1 декабря в ведение ПКГУП «Автовокзал» вновь перешли площади, необходимые для обслуживания пассажиров и перевозчиков. В частности, «Автовокзал» предоставляет перевозчикам перроны для обслуживания пассажиров и осуществляет продажу билетов на маршруты. Как пояснили „Ъ-Прикамье“ на предприятии, работа идет в штатном режиме. «Жалоб от пассажиров нет», — пояснили в ПКГУП.

Однако обеспокоенность изменившейся ситуацией выражают перевозчики, которые так и не заключили с муниципальным предприятием новые договоры на обслуживание. Эти документы необходимы для того, чтобы иметь возможность пользоваться перронами вокзалов края и получать средства за услуги от продажи билетов.

«Мы условия договора увидели только позавчера, а уже сегодня должны были начать работу», — рассказал „Ъ-Прикамье“ руководитель ООО «Меж­дугородные автобусные перевозки» Олег Сасунов. По его данным, никто из действующих перевозчиков договор с «Автовокзалом» на оказание услуг по обслуживанию не заключил. Типовая форма договора опубликована на официальном сайте краевого предприятия. По словам Олега Сасунова, перевозчиков не устраивают некоторые пункты договора, в частности, значительно выросла стоимость услуг по обслуживанию перевозчиков.

Так, согласно документу тариф на услуги «Автовокзала» составит от 17,11 до 20,50%. В сравнении с прежними условиями это примерно на 20% больше. Кроме того, договором предусматривается жесткая система штрафов. Один из пунк­тов касается порядка расчетов с предпринимателями. Так, «Автовокзал» предлагает перечислять 70% от собранных средств от продажи билета еженедельно, остальные 30% — после 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Предприниматели отмечают, что продолжают возить пассажиров, однако пока не решили, как действовать с договором, и не исключают обращения в судебные инстанции и УФАС.

Знакомый с ситуацией источник отмечает, что сейчас перевозчики в полулегальном состоянии: без договора «Автовокзал» не имеет оснований для проведения расчетов. Таким образом, отмечают предприниматели, нет и никаких гарантий оплаты работ.

Собеседник в правительстве края считает, что никакой проблемы нет. По его словам, перевозчики выехали на линии, таким образом, согласились на предложенные условия. И в ближайшее время все договоры будут заключены. «В случае возникновения претензий мы подпишем протокол разногласий», — отметил собеседник „Ъ-Прикамье“.

ПКГУП «Автовокзал» (Пермь) управляет сетью из шести автовокзалов и 39 автостанций и билетных касс в Пермском крае, включая автовокзалы Кудымкара и Перми. Также ПКГУП арендует соликамский и березниковский автовокзалы. Площадь самого крупного автовокзала в Перми — 1,6 тыс. кв. м.

Напомним, в 2011 году ПКУГП «Автовокзал» лишился возможности операционной деятельности, заключив договоры аренды имущества. Тогда, несмотря на критику депутатов законодательного собрания, почти все имущество предприятия было отдано в аренду, в частности, аффилированным ООО «Автовокзалы Прикамья» компаниям. Под управление ООО «Автовокзалы Прикамья» попало большинство касс пермского автовокзала, здания предприятия в Осе, Барде, Очере, Нытве, Краснокамске, Ильинском, Кудымкаре, Сиве и Верещагино. В 2013 году краевые власти пришли к выводу, что схема сдачи в аренду имущества неэффективна. Несмотря на попытки расторгнуть договоры аренды через суд, прекратить арендные отношения удалось лишь в этом году, по истечении их срока. Осенью стороны договорились о передаче имущества обратно краевому предприятию с 1 декабря.

Один из предпринимателей, пожелавший остаться неназванным, отметил, что с нетерпением ждал, когда обслуживанием перевозок и пассажиров вновь будет заниматься государственное учреждение. Однако, по его словам, условия для перевозчиков стали только хуже. Более того, по данным предпринимателя, работать остались те же арендаторы, «сменилась только вывеска, и увеличились расценки».

В краевом минтрансе вчера не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Ирина Пелявина

Вся лента