Ради жизни

СЕРГЕЙ БОЙЦОВ, директор ФГУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины", главный специалист Министерства здравоохранения РФ, убежден, что ежегодный форум "Российская неделя здравоохранения" изменил отношение к здоровью сотрудников не только на уровне компаний, а и в масштабах целых отраслей, например топливно-энергетического комплекса страны. И это главное достижение в пропаганде здоровья на площадке форума!

Для Сергея Бойцова в "Российской неделе здравоохранения" есть два главных вектора деятельности — просветительская работа с бизнес-сообществом и обсуждение новых тем и тенденций в медицине со специалистами

Фото: Архив ФГБУ"ГНИЦПМ" Минздрава России

— Что изменилось в системе здравоохранения за годы проведения "Российской недели здравоохранения". Чего удалось достичь?

— В основном мы занимаемся вопросами подготовки и проведения конференций внутри "Российской недели здравоохранения", связанных с профилактикой неинфекционных заболеваний. Я бы здесь выделил два мероприятия, которые мы регулярно проводим: первое — бизнес-сообщество "За здоровую Россию", второе — профильная комиссия специалистов по профилактической медицине, которая тоже имеет регулярный характер. Плюс ко всему мы проводим всевозможные мероприятия, касающиеся профилактики по отдельным видам заболеваний: онкологические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, но они имеют более научный характер.

Предшествующие мероприятия в рамках бизнес-сообщества "За здоровую Россию" были полезны, поскольку мы на одной площадке объединяли работодателей и специалистов по профилактической медицине, рассматривали вопрос организации условий для здорового образа жизни на рабочем месте через объяснение для работодателей экономической выгоды таких действий. Это получило хороший отклик и на уровне крупных компаний, и даже среднего бизнеса. И сейчас мы уже имеем результаты, поскольку, например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) организовал целое направление деятельности по этому вопросу. Это касается, в частности, химической промышленности в полном масштабе, очень много предприятий топливно-энергетического комплекса, которые сейчас стали рассматривать вопросы сохранения здоровья своих сотрудников предупреждением развития у них неинфекционных заболеваний за счет обеспечения здоровых условий труда.

— Компании берут на себя эти обязательства на добровольных началах?

— Это на добровольных началах. В рамках работы РСПП, как образовательный процесс, к которому мы тоже подключены. Если работодатели видят необходимость методического сопровождения, мы оказывает такого рода помощь. Подготовлены методички для работодателя, в которых поясняются суть проблемы, экономические потери, связанные с неинфекционными заболеваниями и факторами риска, рассказывается, как организовывать здоровые условия на рабочем месте. Это в общем-то уже хорошо запущенный процесс. Может быть, не так масштабно, как бы нам хотелось по всей стране, но тем не менее для работодателей это уже не новость.

— Помогает ли система выявления и регистрации профессиональных заболеваний в борьбе с риском развития неинфекционных заболеваний на рабочем месте?

— Профессиональные заболевания и факторы риска неинфекционных заболеваний не одно и то же. Там есть лишь небольшая пересекающаяся часть. Тем не менее допускается использование результатов обследования в рамках приказа Министерства здравоохранения N302 ("Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда") для учета этой информации в рамках диспансеризации и наоборот. Информация, которая получена в рамках диспансеризации, может работодателем использоваться для обследования своего работника — таким образом уменьшаются его затраты.

— Как вы оцениваете состояние страхования в здравоохранении, в частности добровольного медицинского страхования, которое работодатели частично или полностью обеспечивают своим сотрудникам?

— В части, касающейся обязательного медицинского страхования, Министерством здравоохранения разработан комплекс мер, который предполагает более активное участие страховых компаний не только в части контроля лечения заболеваний, но и профилактических аспектов, таких как диспансеризация и диспансерное наблюдение. Страховая компания должна быть заинтересована в этом, поскольку эффективное использование функций диспансеризации и диспансерного наблюдения может уменьшить заболеваемость и таким образом снизить страховые риски и страховые потери у страховых компаний. Сейчас, согласно разработке Минздрава, в штат компаний вводятся страховые представители, которые будут информировать людей о необходимости проходить диспансеризацию, отслеживать ее прохождение, отслеживать показатели и факт постановки на диспансерное наблюдение.

Что касается ДМС, то здесь рынок профилактических услуг очень неразвит. Пока, к сожалению, страховые компании не используют тот рычаг, который был бы очень эффективен: рассчитывать размер страховой премии в зависимости от наличия или отсутствия факторов риска. Это связано с малым размером рынка страховых услуг в системе ДМС, и страховые компании пока рады любому пациенту. Но перспективы очень большие.

— Какие инициативы планируете осуществить в текущем году в рамках "Российской недели здравоохранения"?

— Будет интересное мероприятие по обмену опытом со стороны регионов Российской Федерации в отношении организации онкологического скрининга в рамках диспансеризации. Одна из важнейших задач диспансеризации — выявление онкологических заболеваний на ранней стадии, но и сейчас, по прошествии фактически четырех лет диспансеризации, у нас четко обозначились не только наши слабые места, но и способы их преодоления. Это касается методического сопровождения процесса диспансеризации, онкоскрининга со стороны специалистов-онкологов, со стороны специалистов лабораторной диагностики, лучевой диагностики, эндоскопической диагностики. Диспансеризация стала площадкой, на которой объединяются усилия первичного звена и специализированных служб региона.

— Насколько хорошо сейчас проходит процесс диспансеризации в целом по стране? Кто в ней должен участвовать обязательно?

— По истечении четырех лет диспансеризации необходимость каких-то дополнительных мер по привлечению населения для ее прохождения становится все меньше и меньше. Поскольку в 2016 году на нее шли люди, которые в первый раз пришли в 2013 году, у них уже у большинства есть впечатление, и, как правило, позитивное. Поэтому люди приходят уже без какого-то либо усилия со стороны участковых терапевтов, кабинетов медицинской профилактики, администрации поликлиники.

Диспансеризацию мы начинаем с 21 года. Профилактический медицинский осмотр можно проходить с 18 лет, раз в два года. Центры здоровья предлагают процедуры, которые проводятся и в детском, и во взрослом возрасте — раз в год по желанию, тоже бесплатно.

Диспансеризация проводится раз в три года, и, учитывая большую распространенность факторов риска среди населения, особенно среди мужчин, мы вынуждены пока это проводить в широкомасштабном режиме, поскольку у нас 40% гипертоников, курит очень большой процент населения, 55% имеют повышенный уровень холестерина, около 30% страдают ожирением. У нас просто нет другого выхода. Но самое главное, что мы должны учитывать суммарный эффект взаимодействия факторов риска. У нас фактически 42% мужчин, не имеющих доказанного заболевания, имеют высокий риск смерти по совокупности факторов риска.

Записала Юлия Савина

Вся лента