У граждан заметили потребность в стратегии

Российская ассоциация политической науки обсудила президентские выборы

Владимир Путин для россиян по-прежнему самый реальный кандидат в президенты, но гражданам теперь нужна "стратегия развития" страны, а не "демонстрация личной силы", считает завкафедрой социологии и психологии политики МГУ Елена Шестопал. Поэтому президентские выборы 2018 года станут определяющими для будущего России в XXI веке, считают участники прошедшей в Москве конференции Российской ассоциации политической науки (РАПН).

Фото: Артем Килькин, Коммерсантъ

На ежегодной научной конференции, которую в конце прошлой недели провела РАПН, обсуждались "стратегии и методы развития", которые необходимы стране "в условиях новой политической реальности". Проблемы и вызовы ученые анализировали во всех ракурсах: геополитическом, внутриэлитном, общественном, социокультурном, этническом и др. Отдельной темой стали президентские выборы 2018 года, итог которых может определить место России в XXI веке, считают участники конференции.

Пассивность россиян на думских выборах в сентябре нынешнего года вовсе не означает, что граждане "не доверяют институту выборов". Об этом сообщила завкафедрой социологии и психологии МГУ Елена Шестопал, сославшись на замеры в массовом политическом сознании, которые сотрудники ее кафедры проводили до думской кампании (май 2016 года) и после нее (октябрь 2016 года). Выяснилось, что и после выборов, прошедших при низкой явке избирателей, 80% россиян в той или иной степени интересуются политикой. По итогам предыдущих думских выборов 2011 года "общество было гораздо более аполитичным", напомнила госпожа Шестопал.

К участию в выборах по итогам октябрьского опроса готовы 68,9% опрошенных, к участию в митингах — 19,9%, в забастовках — 10,9%. "Ни в чем" не собираются участвовать 15,9%. Все это доказывает политизированность общества — независимо от того, сколько людей на самом деле придут голосовать или выйдут на митинг, указывает эксперт. В то же время после думских выборов стало больше россиян (с 21,7% до 28,5%), оценивающих власть положительно. Отрицательно оценивающих граждан убавилось (с 52,3% до 44,4%), но они преобладают.

При этом люди стали иначе оценивать власть с позиций собственных потребностей. В частности, еще весной в вопросах безопасности на власть рассчитывали 27,6% опрошенных, теперь — 13%. И резко — с 14,8% до 24% — возросла значимость "самоактуализации" (то есть желание человека стать тем, кем он может стать). А это означает, что от будущей президентской кампании "общество будет ожидать серьезной стратегии развития страны, а не конкретных обещаний повысить зарплату или пенсию на 5 тыс. руб.", считает Елена Шестопал.

Владимир Путин как возможный кандидат в президенты по-прежнему воспринимается позитивно (см. таблицу). Однако госпожа Шестопал подчеркивает, что "политическое восприятие лидеров весьма подвижно": "И требуется отслеживать текущие тренды как на рациональном, так и особенно на бессознательном уровне". По ее словам, "общество давно ждет, что ему предъявят не только демонстрацию личной силы и надежности кандидата, но и программу действий, четкие смыслы и ценности".

Практически все участники конференции, касавшиеся президентских выборов 2018 года, сошлись во мнении, что их итоги станут стратегически значимыми для будущего России. Сейчас элита нацелена на то, чтобы Россия вошла в число стран-лидеров, а лидерство зависит от эффективности госуправления, которое в современных условиях подчинено "развитию инновационных технологий", сообщила доцент исторического факультета Воронежского университета Ольга Сиденко. По ее словам, сложившееся в России "ручное управление" неэффективно и его "системные недостатки станут весомым отягчающим фактором" при попытке реформирования всей системы госуправления.

Виктор Хамраев

Вся лента