Монтаж как лайфстайл

Игорь Гулин о Сергее Эйзенштейне в МАММ

В МАММ открылась выставка "Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов", на которой творчество великого советского режиссера представлено скорее не как авангардистский прорыв, а как эффектное развлечение

Начать стоит с того, что на этой выставке много интересного. Редкие фотографии со съемок, разные — как сейчас сказали бы — промоматериалы: афиши, рекламные стенды, журнальные фотографии, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, наконец — эйзенштейновские рисунки, включая фрагменты потрясающих эротических серий. Если уже иметь кое-какое представление о биографии и творчестве режиссера, рассматривать все это очень приятно.

К тому же выставка очень профессионально сделана — так, чтобы все эти редкости радовали глаз. Вполне согласуясь с названием, это — монтаж аттракционов. Хотя и не в том смысле, который в это понятие вкладывал сам Эйзенштейн. Именно здесь мог бы быть главный сюжет, интрига экспозиции. Ведь выставка — это всегда монтаж, столкновение эффектов, образов, фрагментов биографии и идеологии, разного рода сильных вещей — аттракционов в эйзенштейновской терминологии. Сам миф Эйзенштейна для таких столкновений — почва крайне благодатная. Великий формалист, изобретатель приемов и один из главных философов истории в мировом кинематографе. Апологет режиссерского кино, в котором люди — исключительно фактура, материал,— и одновременно человек с огромной историей дружеских связей. Гениальный проповедник советской идеологии на самых разных ее этапах и жертва режима. Мастер пафоса — и хитрец, шутник, эротоман, денди. Невероятный художник, чьи озорные рисунки представляют собой как бы бессознательное его серьезных картин, талантливый литератор. Каждую из этих составляющих его образа можно развернуть в целую выставку, все они монтируются между собой, предлагая целый ворох парадоксов.

Однако выставка в Мультимедиа Арт Музее все эти возможности игнорирует. Она не идет и более простым путем — биографического комментария, разъяснения малоизвестных эпизодов, например театральных постановок Эйзенштейна, история которых гораздо менее известна, чем его кинокарьера. Вместо концептуального контекста все эти замечательные артефакты окружают многочисленные экраны и лайтбоксы, демонстрирующие нарезки из эйзенштейновских картин. Этот метод экспозиции уничтожает, обезвреживает и саму работу его фильмов: монтаж из логики представления социальных конфликтов превращается в клиповую игру эффектных образов — собственно в аттракцион в его ярмарочном смысле.

Мультимедиа Арт Музей, до 26 февраля

Вся лента