ЧАСЫ КОРОЛЕВСКОЙ КРОВИ

BREGUET ВСПОМИНАЮТ О ВЕРСАЛЕ

В Токио проходит выставка "Мария-Антуанетта, королева в Версале", которую Breguet посвятила памяти одной из главных своих клиенток — королеве Франции, супруге Людовика XVI. Это очередной этап сотрудничества между Музеем Версаля и часовой маркой.

Мария-Антуанетта обожала красивые вещи. Свой дворец, который ее муж Людовик XVI подарил ей в 1774-м со словами: "Вы любите цветы, мадам, у меня есть для вас целый букет. Это Малый Трианон". Свой театр, в котором шла запрещенная "Женитьба Фигаро". Свои розы, среди которых более всего ценилась пышная Centifolia Bullata. И еще она обожала механические игрушки. Переехавший в Париж в 1762 году Абрахам-Луи Бреге стал ее любимым часовщиком.

Сотрудничество Марии-Антуанетты и Абрахама-Луи Бреге продолжается и в наши дни

С Марией-Антуанеттой связана история суперсложных часов, известных в архивах Бреге под номером 169 и под именем Marie Antoinette. Эти часы были заказаны в 1783 году Абрахаму Луи Бреге для молодой императрицы. Заказ принес некий дворянин, офицер королевской гвардии. Имя свое он сохранил в секрете. Никто не скажет теперь, действовал ли он по указанию Марии-Антуанетты или по собственной инициативе. "Вы можете работать столько времени, сколько захотите, вы получите любую цену, какую вы назначите",— сказал он Бреге. Синекурой это не было. Часы ожидались сверхсложные. Они должны были сочетать все известные тогда (да и теперь) complications — полный календарь, "уравнение времени", будильник, минутный репетир, указатель запаса хода, термометр, хронограф и двойную защиту от удара.

Малый Трианон был царством Марии-Антуанетты

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Часовщик должен был превзойти самого себя, а королева Франции должна была получить в подарок "королеву часов". Трудно сказать, справилась ли бы она с таким сложным механизмом и хорошо ли бы она с ними обращалась: Мария-Антуанетта была нетерпелива, как все женщины. В сущности, Бреге заработал имя при ее дворе именно тем, что облегчил дамам жизнь: придумал "вечные" часы, которые не надо было заводить каждый день, и противоударный механизм для неловких ручек.

Королева так и не увидела заказанных часов. Когда 16 октября 1793 года вежливый палач Сансон, "господин Парижский", остриг ей волосы, чтобы они не помешали ножу гильотины, часы были еще в мастерской у Бреге. Он работал над ними почти полвека, до самой смерти, да так и не закончил. Довел их до ума сын Бреге Антуан Луи. Швейцарцы, любящие счет, говорят, что часы Marie Antoinette появились на свет через 34 года после смерти королевы, через 44 года после заказа и через 4 года после смерти часовщика.

Breguet Classique Rose de la Reine. Корпус из белого золота 33,5 мм с 167 бриллиантами 0,915 карата. Эмалевый циферблат Grand feu Rosa Centifolia Bullata. Механизм с автоматическим подзаводом и резервом хода 38 часов. Кремниевый спуск. Водонепроницаемость 30 метров

В 1887 году Marie Antoinette приобрел британский коллекционер. Они перепродавались в Британии, пока не оказались в богатейшем собрании сэра Дэвида Саламонса, знаменитого инженера, изобретателя электромобиля, того самого, который сказал: "Носить Breguet — это все равно, что носить в кармане мозг гения". После его смерти дочь Вера передала унаследованную коллекцию основанному ею иерусалимскому L.A. Mayer Museum, откуда часы и были благополучно украдены 16 апреля 1983 года. След Marie Antoinette надолго потерялся.

В 2005 году Breguet решили воссоздать "королеву часов", что и было сделано по рисункам и фотографиям. Весной 2008 года огромную золотую луковицу представили в Базеле. Она до сих пор остается в списке самых сложных часов, когда-либо созданных человеком.

Breguet Marie-Antoinette. Часы, заказанные для королевы, должны были развлекать ее так же, как ее придворный театр

Breguet не раз устраивала выставки, посвященные истории Малого Трианона, в реставрации которого марка поучаствовала в 2007-2008 годах. В ее ювелирных коллекциях были и "Королевские розы", и "Королевские воланы", и запущенная в 2009 году линия "Малый Трианон".

На выставку в страну великих ремесленников марка привезла две модели часов, в которых она продемонстрировала японцам свои достижения не только в механике, но и в ювелирном деле и в искусстве художественной эмали. На циферблате часов Classique Rose de la Reine изображена любимая роза королевы Centifolia Bullata. Она выполнена в кропотливой технике эмали grand feu — на белый эмалевый циферблат художник наносил тончайшие слои полупрозрачного цветного порошка, который слой за слоем проходил обжиг при температуре 800 градусов. Эта эмалевая миниатюра помещена в рамку кольца циферблата с бриллиантами. Другая модель Desir de la Reine воспроизводит розы на циферблате с помощью цветных сапфиров. Корпус часов из белого золота обвивает бриллиантовая лента, завязанная узлом,— украшение, которое любила королева Франции.

Марка Breguet помогла в реставрации Малого Трианона

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Алексей Тарханов