Самолеты в сети

технологии

Интернет в кафе и даже в метро уже обыденность. Но на борту самолетов доступ во всемирную сеть встречается не так часто, как хотелось бы пассажирам. Из российских авиакомпаний бортовой Wi-Fi есть только на дальнемагистральных самолетах "Аэрофлота" типа Airbus A330 и Boeing 777.

Фото: ПАО «Аэрофлот»

Путь сигнала

Интернет в небе появился сравнительно недавно, и его история совсем не так проста, как может показаться. Первую попытку наладить связь предприняла корпорация Boeing. В начале 2001 года она запустила услугуConnexion by Boeing. Доступ к сети осуществлялся через спутник, принимавший поток данных с антенны самолета и ретранслирующий его на наземный коммуникационный центр. Пропускная способность канала достигала 20 Мбит/с. Партнерами должны были стать крупнейшие американские авиакомпании United,Delta и American. Но они отказались от участия в проекте после терактов в сентябре 2001 года. Спад мировых авиаперевозок плохо повлиял на финансовое состояние авиакомпаний, и впервые Connexion by Boeing заработал на самолете немецкой Lufthansa лишь в мае 2004 года.

Тогда же появились альтернативные технологии передачи данных на борт самолета. В США компания Aircell решила отказаться от ретрансляции через спутник — зачем гонять сигнал на сотни километров в космос, если самолеты летают на высоте 10-12 тыс. метров? Для передачи данных был выбран один из стандартов сотовой связи — CDMA. Он обеспечивает канал пропускной способностью около 3 Мбит/с. Базовые станции можно располагать на расстояниях в сотни километров друг от друга. Система была запущена в 2008 году под брендом Gogo. Американцам очень помогли и географические особенности их страны. США, за исключением штата Гавайи, расположены на одном, относительно плотно заселенном континенте. А если еще вспомнить о том, что регулярные авиарейсы проходят по специальным трассам, "воздушным магистралям", задача по обеспечению покрытия всей сети становится вполне выполнимой. Сеть состоит примерно из 200 базовых станций, расположенных в США, включая Аляску, также несколько станций установлено в Канаде. В США немало довольно продолжительных рейсов — от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса на другом конце страны больше пяти часов полета, а до Майами — около трех. Так что спрос на доступ в сеть гарантирован. В США летают много, это крупнейший рынок авиаперевозок мира в масштабах одного государства. Так что вложения в базовые станции должны окупиться довольно быстро.

Недостаток передачи данных через наземные станции очевиден — использовать их при полетах над океанами невозможно. А свой среднемагистральный флот вообще не оборудуют доступом в интернет. Скажем, средняя продолжительность внутриевропейского рейса час-полтора, и из этого времени до 30 минут занимают взлет, набор высоты, снижение и посадка, когда электронными приборами пользоваться не полагается.

Крупные провайдеры интернета на борту самолетов — Row 44, Panasonic Avionics и Sitaonair — взяли за основу спутниковую связь как самую универсальную и перспективную. Через спутник работает интернет и у единственной российской авиакомпании, которая сейчас предлагает эту услугу,— "Аэрофлота", его самолетам подключение к сети обеспечивает Sitaonair.


Доступ для всех

Пропускная способность спутниковой сети Inmarsat SBB составляет 432 кбит/с на канал. На ВС Airbus A330 установлено оборудование с двумя спутниковыми каналами, а на более вместительных Boeing 777 — с четырьмя, что позволяет обеспечить для пассажиров канал со скоростью до 900 кбит/с на одно воздушное судно. Для подключения пассажиров используется стандарт Wi-Fi (IEEE 802.11a/b/g). Антенна проходит во всей длине салона, так что всем пассажирам обеспечивается одинаковый уровень сигнала.

Общий вес оборудования для связи всего 120 кг — примерно как одного пассажира с багажом. Для дальнемагистрального лайнера, рассчитанного на перевозку до 400 пассажиров, это совсем незначительная добавка. Все устройства размещены за пределами пассажирского салона, так что не уменьшает объем полок для ручной клади.

После набора высоты, когда гаснет табло, запрещающее использование коммуникационных устройств, пассажиры могут включить режим Wi-Fi на смартфоне, планшете или ноутбуке, и далее все происходит так же, как при подключении к обычной точке доступа на земле: на экране открывается страница регистрации и оплаты. При полете на Airbus A330 можно использовать уже существующую учетную запись, если она осталась после предыдущих подключений в полетах. В остальных случаях запись надо создать, затем оплатить подключение. Тарифы зависят от планируемого трафика: 10 Мб обойдутся в $5, 30 Мб стоят $15, 100 Мб — $40, а на A330 доступен тариф 150 МБ за $50.

По оценкам специалистов "Аэрофлота", в среднем одновременно подключаются к интернету не более 10-15 пассажиров. Для такого числа пользователей пропускной способности канала связи достаточно для большинства задач. Доступ к подключению ограничен — над территорией некоторых стран предоставлять его не положено из-за особенностей местного законодательства. Для рейсов из России самое заметное белое пятно — Индия. Кроме того, чисто технически из-за особенностей спутниковой сети связь может прерываться около полюсов Земли.

Ограничивается и доступ к некоторым сайтам. В самолете не получится посмотреть потоковое видео, кроме того, Sitaonair блокирует доступ к сайтам по требованию законодателей. И конечно, нельзя выходить в интернет до набора высоты 3 тыс. метров — блокировка тут автоматическая и соответствует международным требованиям безопасности о запрете пользования электронными приборами.



Органичное решение

В 2009 году, когда руководство "Аэрофлота" приняло решение предложить пассажирам новую услугу, в парке авиакомпании преобладали европейские самолеты Airbus. Этот концерн в то время на паях с компанией SITAбыл совладельцем компании OnAir. Созданная в 1949 году объединением европейских авиаперевозчиков SITA предлагает много услуг, включая бронирование билетов, регистрацию пассажиров, обработку грузов и багажа. С ней "Аэрофлот" работал и работает по многим направлениям.

Для передачи данных OnAir использовал сеть INMARSAT, которая к тому моменту была уже полностью развернута и покрывала практически всю поверхность Земли. Конкурирующая сеть Iridiumобеспечивала меньшую пропускную способность, а покрытие спутниковой сети вKu-стандарте (используют Panasonic, Row 44 и пр.) было недостаточным. К тому же сеть INMARSAT используется российской авиакомпанией и для других целей — в частности, для работы системы ACARS, передающей короткие сообщения о статусе полета с борта лайнера на наземные станции слежения. То есть взаимодействие было уже налажено, а технологии знакомы и понятны российским специалистам.

Последним штрихом, определившим выбор, стало сотрудничество OnAir с российским сотовым оператором "МегаФон". Это позволяло решить сразу целый комплекс юридических вопросов — сфера международных коммуникаций очень плотно регулируется.

В 2010 году OnAir оборудовал три узкофюзеляжных Airbus "Аэрофлота". Но это был скорее эксперимент, ориентированный на предоставление возможности телефонной связи. Интернет на борту получался довольно дорогим. Однако позднее началась последовательная установка оборудованияOnAir на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты — новые машины поступали с заводов уже готовые к работе со спутником.

Как и вообще все в авиации, телекоммуникационное оборудование подвергается множеству тестов и проверяется на соответствие десяткам разных требований. Ради безопасности полетов в авиатранспортной отрасли не так просто внедрять новинки — процесс согласования может занимать годы. Но в этом году процесс завершен: весь дальнемагистральный флот "Аэрофлота" подключен к спутниковой связи Sitaonair — так называется OnAir с 2013 года, когда Airbus продал свой пакет SITA и та стала единственным акционером.


Интернет на бортах "Аэрофлота" стал дешевле

С 1 сентября компания "Аэрофлот" снизила тарифы на услугу "Интернет на борту" и перевела их на повременный формат. В компании пояснили, что этот шаг сделан в соответствии с пожеланиями пассажиров, которые охотно пользуются интернетом во время полетов и, естественно, заинтересованы в том, чтобы эта услуга была для них более доступной.

Сегодня доступом в интернет по Wi-Fi оснащено 36 воздушных судов, принадлежащих "Аэрофлоту". На них было установлено новое программное обеспечение, которое облегчило введение новых тарифов. Компанией было принято решение о двукратном снижении стоимости доступа в интернет. Если прежде 10 мегабайт (МВ) стоили у "Аэрофлота" $10, то теперь тот же объем трафика обойдется пассажиру в $5 или за ту же сумму можно будет пользоваться интернетом в течение 15 минут (в зависимости от того, какой лимит будет исчерпан раньше).

Еще одна хорошая новость для пассажиров заключается в том, что теперь стало возможным ввести тариф "Промо", который первоначально будет действовать лишь на отдельных направлениях. В течение пяти минут 5 мегабайт трафика будут предоставляться пассажиру совершенно бесплатно. В частности, на воздушных судах Airbus A330 первые пять минут интернета будут бесплатными. За 15 минут использования интернета (или 5 мегабайт) возьмут $5, за час (или 30 мегабайт) — $15, за три часа (100 мегабайт) — $40. Весь полет в сети (но не более 150 мегабайт) обойдется пассажиру в $50.

Также пассажиры получили возможность создавать на бортах "Аэрофлота" постоянную учетную запись для входа в интернет. Это нововведение особенно полезно пассажирам, которые часто летают и во время полетов любят подключаться к сети и быть на связи.

Тарифы на пользование интернетом снижены в результате активного внедрения "Аэрофлотом" информационных технологий во всех сферах деятельности. Напомним, что именно "Аэрофлот" первым из российских авиакомпаний установил на своих самолетах оборудование, дающее пассажирам возможность пользоваться интернетом во время перелета



Валерий Чусов

Вся лента