Дополнение к реальности бизнеса

Новый подход к трафикоемкому контенту

Приложения для виртуальной реальности, прямые видеотрансляции в высоком разрешении, виртуальные туры по городам России — таковы основные направления деятельности компании Remagic.Studio. Обычно для подобных трафикоемких сервисов требуются отдельные дорогие серверы, но компания научилась заменять их виртуальными машинами, которые "живут" в российском ЦОД.

МАРИЯ АНАСТАСЬЕВА

По прогнозу Cisco, в 2020 году каждый месяц по IP-сетям будет транслироваться объем видео, который один человек смог бы посмотреть за 5 млн лет. Каждую секунду по каналам связи всех типов будет проходить миллион минут видеоконтента. Объем этого трафика достигнет 82% всех передающихся данных, прибавляя по 26% в год. В интернете рост видеотрафика будет еще заметнее — плюс 31% в год. Бизнес вокруг поставки медийного контента для дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) станет расти со скоростью бамбука в сезон дождей. По прогнозу Digi-Capital, AR/VR к 2020 году создадут рынок емкостью $150 млрд: на дополненную реальность придется $120 млрд, остальное — на виртуальную.

Российская компания Remagic.Studio — в числе первопроходцев. Студия занимается созданием мобильных приложений и других контентных проектов виртуальной и дополненной реальности, записью и трансляцией панорамного 360-градусного видео. "Тяжелый" контент для Remagic.Studio, что называется, хлеб насущный. Структура существует всего три года, но ее специалисты занимаются подобными проектами более шести лет. По словам Рустама Абдюханова, технического директора и одного из основателей Remagic.Studio, в последние год-полтора российские компании стали интересоваться технологией съемки и трансляции панорамного видео (до этого все проекты студии в этой сфере были только с зарубежными клиентами).

До недавнего времени технологии съемки и трансляции панорамного видео были зарубежными, но в последние год-полтора ими активно занялись российские компании

Фото: Ростелеком

Панорамное видео снимают похожие на роботов станции от 6 до 24 камер GoPro или BlackMagic, собранные на одной передвижной платформе, либо двух- и четырехкамерные "сборки" с широкоугольными объективами. Для съемки с воздуха используются профессиональные окто- и квадрокоптеры, стационарные стойки высотой до 6 м. Видео обрабатывается с помощью программного обеспечения, в том числе собственной разработки, монтаж и спецэффекты производятся в стандартных программных пакетах. Изображение со всех камер склеивается в единую бесшовную картинку, которая дальше может транслироваться на сайт, в мобильное приложение, в шлемы виртуальной реальности или на выставочные демостенды (управляется просмотр картинки жестами).

Основатели Remagic.Studio — фанаты своего дела. Они настолько увлеклись панорамным видео, что запустили некоммерческий проект под названием "Россия 360 Тур": мотаются за свои деньги по стране и снимают виртуальные туры. Сейчас уже отснято несколько регионов Северо-Западного, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, на 2017 год запланированы съемки в Сибири и на Дальнем Востоке. Все ролики компания выкладывает на YouTube, размещает на своем сайте www.russia360tour.ru и в мобильном приложении "Russia 360" — это проект для души, а не для денег. Прибыль приносят другие направления: прямые панорамные видеотрансляции и проекты в области AR/VR. Чтобы развивать новый продукт и сделать его доступным для большинства потенциальных клиентов, компании, работающие с видеоконтентом, вынуждены постоянно искать способы оптимизации бизнес-процессов. Один из них — размещение программного обеспечения и видеоконтента в облачных сервисах вместо создания и поддержания собственной IT-инфраструктуры.

Ряд предприятий, профессионально работающих с видеоконтентом, выбирают серверы зарубежного производства, однако они довольно дорогие. Remagic.Studio также изучала возможности иностранных провайдеров облачных сервисов, но в итоге выбор пал на российского поставщика. Компания арендует виртуальную инфраструктуру и каналы связи у "Ростелекома". "Мы были одними из первых, кто стал использовать ВЦОД "Ростелекома" для хранения "тяжелого" контента и управления им. Если бы мы шли стандартным путем — закупали серверы, то не отбили бы эти деньги и за годы работы. Облачная инфраструктура обходится значительно дешевле. Главное в этом деле — работать с профессиональным поставщиком услуги. Специалисты "Ростелекома" правильно все настроили и сконфигурировали, поэтому у нас все прекрасно работает",— рассказывает Рустам Абдюханов.

Первым крупным проектом студии в "облаке" "Ростелекома" стала трансляция с гонок G-Drive. Клиент устраивал автошоу "Гонка тысячелетия" 1 октября в "Олимпийском" и хотел, чтобы зрелище было доступно зрителям, которые не смогли присутствовать на мероприятии. Это была первая в России трансляция видео-360 в разрешении Ultra HD. Проект потребовал серьезной технической подготовки. На месте событий были установлены три подвижные автономные камеры, поддерживающие разрешение высокой четкости. На картинку, которая обновлялась со скоростью 30 кадров в секунду, накладывалась графика (логотип, подписи и т. д.). Чтобы обеспечить достаточную скорость трансляции, была использована внутренняя Wi-Fi-сеть с пропускной способностью 300 Мбит/с. Изображение с камер передавалось на виртуальный пульт режиссера трансляции, с него — на серверы Remagic.Studio, там конвертировалось и транслировалось дальше в собственный плеер компании. Всего трансляцию посмотрело 12 тыс. зрителей, на пиковое время пришлось 5 тыс. просмотров одновременно. "Во время трансляции G-Drive мы подняли там виртуальный транскодинговый сервер, который перегонял картинку в четыре разных формата для разных типов устройств. Это ресурсоемкая задача, и обычно такое не делают на виртуальных машинах. Но у нас все получилось отлично",— отметил Рустам Абдюханов. В конце ноября Remagic.Studio будет вести очередную прямую 360-градусную трансляцию — с концерта "Би-2" в "Крокус Сити Холле". Ее можно будет в реальном времени смотреть на YouTube на канале группы.

Панорамное видео снимают похожие на роботов станции от шести до 24 камер GoPro или BlackMagic, собранные на одной передвижной платформе, либо двух- и четырехкамерные "сборки" с широкоугольными объективами

Фото: Ростелеком

Эдуард Горбунов, эксперт центра компетенции облачных решений МРФ "Центр" ПАО "Ростелеком", рассказывает: "Как правило, большой нагрузке подвергаются наши серверы, а в данном случае мы увидели и резко возросшую нагрузку на каналы. Успешная реализация этого проекта в очередной раз подтвердила высокую гибкость и производительность нашей платформы, так как мы не проводили никаких специальных манипуляций, раздача контента велась с рядовой виртуальной машины и через общие каналы, доступные для каждого нашего пользователя".

Важное преимущество "облака", по словам Рустама Абдюханова,— возможность быстрого тестирования новых конфигураций. У "Ростелекома" можно мгновенно запустить сервер с определенным числом ядер, памятью, набором дисков, скоростью канала и т. д. Уже через час сервис-провайдер предоставит услугу в соответствии с заявленными параметрами. Подобное возможно только в виртуализованной инфраструктуре: с физическими серверами такая скорость реагирования на запросы клиентов недостижима. "Это самое ценное в "облаках",— говорит Рустам,— мы можем быстро разрабатывать и тестировать новые продукты, приложения и сервисы". Такая возможность очень важна для проектов в области виртуальной реальности, приносящих немалый доход студии. У компании много клиентов, которые заказывают, например, виртуальные туры по дорогим объектам недвижимости, отелям и т. д., мобильные приложения с дополненной реальностью и аттракционы виртуальной реальности.

Сегмент видео-360 станет следующим массовым стандартом потребления развлекательного контента

У студии много планов на будущее. В 2017 году компания хочет запустить общедоступный видеосервис для 360-градусного видео на технологической платформе "Ростелекома". Идея в том, чтобы предоставить всем желающим инструменты для создания видео-360, которых нет на общедоступных сервисах типа YouTube. Там же будут доступны приложения для просмотра такого видео и трансляций на платформах Smart TV или на собственной автономной гарнитуре для домашнего использования. "Мы считаем, что сегмент видео-360 станет следующим массовым стандартом потребления развлекательного контента. Сейчас мы прорабатываем совместные проекты с рядом телеканалов, а также собираемся использовать собственный сервис доставки 360-градусного контента для привлечения массового зрителя к новому формату",— говорит Рустам Абдюханов.

"Ростелеком" готов к тому, чтобы поддерживать эти начинания Remagic.Studio, а также всех других компаний, занимающихся "тяжелым" контентом. По словам Эдуарда Горбунова, один из плюсов ростелекомовского "облака" — наличие бесплатного канала емкостью 10 Гбит/с, доступного пользователям облачных услуг "Ростелекома". Это позволяет, не переплачивая, передавать большие потоки информации. "Благодаря сервисам по защите от DDoS-атак мы можем обеспечить надежную защиту всех данных, размещенных на виртуальных серверах "Ростелекома" и передаваемых по нашим IP-сетям. Кроме того, сейчас мы вывели на рынок новый продукт — объектное виртуальное хранилище, предлагающее очень дешевые дисковые емкости и подходящее для хранения самого разного контента. Оно также задействовано в проекте c Remagic.Studio, позволяет экономично хранить и доставлять пользователям большие видеоархивы",— добавляет Горбунов.

"Облако" "Ростелекома" изначально строилось под запросы крупных компаний и в основном используется для задач, решаемых внутри организаций. Но, как говорит Эдуард Горбунов, все больше предприятий обращаются для размещения нагруженных контентом сайтов и порталов. Помимо экономической выгоды клиентов привлекают возможности быстрого развертывания и масштабирования: увеличить количество необходимых виртуальных мощностей можно самостоятельно за несколько минут в панели управления услугой. Круг пользователей "облака" "Ростелекома" довольно широк. Среди них — и финансовые организации, и государственные информационные системы, и компании, чей бизнес основан на дистрибуции товаров. К ним присоединяются стартапы, зарабатывающие на "тяжелом" контенте.

Вся лента