ОАО РЖД формирует финплан впрок

Одобренный документ будет меняться из-за решений правительства

Совет директоров ОАО РЖД, формально согласовав финансовый план монополии, на деле поставил его ключевые параметры в зависимость от решений правительства по инвестпрограмме, объему индексации тарифа на 2017 год и размеру налога на имущество. Таким образом, финплану суждено заметно измениться под влиянием еще не принятых решений. По мнению экспертов, неопределенность с индексацией тарифа настолько осложняет работу грузовладельцев, что нивелирует усилия ОАО РЖД для привлечения грузов на железную дорогу.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Вчера совет директоров ОАО РЖД рассмотрел финансовый план монополии. Как сообщил "Ъ" источник, знакомый с ходом заседания, было принято решение предварительно одобрить финплан с учетом того, что часть решений по нему будут приняты на площадке правительства, в том числе решения по инвестпрограмме, индексации тарифа и размеру налога на имущество. В ОАО РЖД отказались от комментариев.

Финплан рассматривался в той же конфигурации, которую ранее анонсировало ОАО РЖД. За основу принят "нулевой вариант" финплана, который предполагает получение по итогам 2017 года 142,4 млрд руб. убытка при отсутствии дополнительных поступлений и оптимизации; при их наличии возможна прибыль в 10 млрд руб. Инвестпрограмма на 2017 год предусмотрена в объеме 436 млрд руб., из которых объем госсредств составит 52,9 млрд руб., средств ФНБ — 52,8 млрд руб., собственных средств ОАО РЖД — 283,9 млрд руб., а также 47 млрд руб. на лизинг локомотивов (см. "Ъ" от 22 октября).

На данный момент в финплан заложена индексация тарифа на уровне 4%. Однако часть недостающих средств ОАО РЖД предлагает изыскать за счет внесения точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД), которые должны были сегодня обсуждаться на заседании межведомственной рабочей группы у вице-премьера Аркадия Дворковича 9 ноября, но оно вновь перенесено — на 14 ноября. По словам источника "Ъ", знакомого с предложениями ОАО РЖД, состав этих изменений вновь скорректирован — монополия отказалась от дифференцированной индексации тарифа по классам грузов (подробнее см. "Ъ" от 22 сентября). Вместе с тем сохранились предложения по изменению тарификации перевозки грузов в полувагонах и контейнерах, приведению нефтяных грузов к базовому второму тарифному классу, плюс добавлена отмена льгот для угольщиков. Также принципиальным элементом формирования финплана является размер налога на имущество для ОАО РЖД, решения по которому пока не приняты. В Госдуме находится проект поправок к Налоговому кодексу, предусматривающий сохранение для ОАО РЖД ставки налога на имущество в размере 1% для уже введенной инфраструктуры и 0% — для поставленной на баланс с 1 января 2016 года.

Вчера инвестпрограмму и финплан рассматривал и Совет потребителей ОАО РЖД. Он, рассказывает источник, знакомый с ходом заседания, не одобрил документы монополии. Тем не менее окончательно они должны быть сформированы до конца месяца: 24 ноября ОАО РЖД предстоит доклад в правительстве.

Ситуацию с индексацией тарифов нельзя назвать здоровой, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Сейчас во всех компаниях-грузовладельцах завершается планирование бюджета на 2017 год, напоминает он, и неопределенность критически негативно влияет на стабильность производственной деятельности и эффективность коммерческой политики. И если скорость и надежность доставки у ОАО РЖД за последние два года существенно улучшились, говорит господин Бурмистров, то с финансовой точки зрения ситуация резко ухудшилась — начиная с абсолютно хаотичного введения экспортных надбавок и заканчивая изобилием разнонаправленных предложений по точечной индексации. Один факт столь длительного несогласования индексации и отсутствия у клиентов понимания будущих расходов в значительной степени нивелирует усилия, предпринимаемые для привлечения грузов на железную дорогу, отмечает эксперт.

Наталья Скорлыгина

Вся лента