Налогооблагаемая фаза

«Пермгорэлектротранс» может оказаться в сложной финансовой ситуации

Финансовое положение МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ) может существенно ухудшиться: недавно принятые в федеральном законодательстве нововведения запрещают бюджету субсидировать свои МУП, имеющие задолженность перед налоговыми органами. Доля субсидий в доходах МУП составляет около 40%, или свыше 300 млн руб. в год. В мэрии полагают, что проблему можно решить, в частности — заплатить налоги из выручки, а другие расходы — зарплату, оплату ресурсоснабжающих организаций — из субсидий. Однако такой вариант приведет к задержке заработной платы, опасаются на предприятии.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

МУП «Пермгорэлектротранс» может остаться без субсидий городского бюджета. Дело в том, что в сентябре этого года постановлением правительства РФ №887 были внесены изменения в порядок предоставления субсидий юридическим лицам. Согласно нововведениям, муниципалитет не сможет предоставлять субсидии предприятиям, имеющим задолженность перед налоговыми органами. По данным „Ъ“, задолженность предприятия будет расти, и это связано с недостаточным финансированием МУП со стороны бюджета. В 2016 году этот показатель составит 215,6 млн руб., а в проекте бюджета города Перми на 2017 год он запланирован на уровне 191,4 млн руб. Таким образом, на предприятии опасаются, что просроченная задолженность по налогам и сборам и иным обязательным платежам увеличится, что повлечет за собой невозможность предоставления ПГЭТ субсидий.

«Ввиду передачи функций администрирования страховых взносов из пенсионного фонда в федеральную налоговую службу возможны аресты расчетных счетов предприятия. Таким образом, аресты счетов и отсутствие субсидий могут привести к задержке заработной платы на предприятии на два-три месяца», — заметил собеседник „Ъ“, близкий к предприятию. При этом на данный момент субсидии составляют примерно 40% в структуре доходов предприятия. По информации „Ъ“, ПГЭТ уже направил соответствующее письмо в администрацию города с просьбой изыскать возможность погасить долги предприятия.

В МУП «Пермгорэлектротранс» входят два трамвайных и одно троллейбусное депо. Подвижной состав МУП обслуживает девять троллейбусных и 11 трамвайных маршрутов. Предприятие занимает около 17% рынка пассажирских перевозок Перми. Убыток МУП «Пермгорэлектротранс» по итогам 2015 года составил 128 млн руб. (в 2014 году — 138 млн руб.), выручка — 770 млн руб. (в 2014 году — 653 млн руб.).

В октябре пост директора предприятия по собственному желанию покинул депутат гордумы Александр Филиппов. Он объяснил свой уход конфликтом интересов, когда руководитель МУП фактически является чиновником. Город выделяет МУП ежегодные субсидии в несколько сот миллионов рублей на покрытие убытков и требует от топ-менеджмента выхода на рентабельность. Так, еще в 2015 году депутаты поручили Александру Филиппову вывести «планово-убыточное» предприятие на точку безубыточности к январю 2016 года. Был разработан план финансового оздоровления, дума согласовала выделение субсидии (около 300 млн руб.) на восстановление платежеспособности ПГЭТ. Однако в апреле этого года департамент дорог и транспорта попросил сдвинуть сроки выхода предприятия на безубыточность на 1 января 2017 года. Впрочем, по данным „Ъ“, предприятие прогнозирует увеличение убытка по итогам 2017 года.

Предполагалось, что место директора займет депутат, руководитель ПМУЖЭП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» Андрей Морозов. Однако собеседник в администрации сообщил „Ъ“, что господин Морозов принял решение отказаться от перехода в МУП и это решение никак не связано с проблемами в ПГЭТ. «Он понял, что нельзя бросать МУЖРЭП сейчас, за ним коллектив, и решил остаться», — пояснили „Ъ“ решение топ-менеджера. С господином Морозовым „Ъ“ связаться не удалось. Других кандидатов на пост директора пока нет.

Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов сообщил, что ПГЭТ действительно уведомил департамент о своих опасениях. «Это нормальный рабочий процесс. Мы этот вопрос рассматриваем. В любом случае надо смотреть в бюджете средства, закладывать на следующий год. Конечно, идеальная ситуация была бы, если бы предприятие на 100% финансировалось. Но в нынешних экономических условиях это просто невозможно», — отметил Илья Денисов.

Собеседник в администрации Перми также заверил „Ъ“, что проблемы для ПГЭТ не существует. «Не вижу проблем. Выручка МУП за год приличная — 600 млн руб. Долги по налогам можно погасить из этих денег, а оставшиеся долги получить субсидиями. Так и будет сделано», — отметил он.

Собеседник, близкий к ПГЭТ, считает, что такой план — нереальный: «Месячного дохода ПГЭТ хватает только на зарплату и на выплату НДФЛ либо счета энергетиков. Можно, конечно, четыре месяца работникам зарплату не платить, и тогда денег хватит, но они тут же пожалуются в прокуратуру», — заявил собеседник. По его данным, руководство МУП пыталось разрешить ситуацию, договорившись с руководством города о продаже одного из парков — на ул. Энергетиков, 50. Его стоимость в МУП предварительно оценили в 80–100 млн руб., но руководство города настояло на оценке имущества в Пермской торгово-промышленной палате, которая оценила объект в 220 млн руб. МУП не стало продавать базу по такой цене, считая ее завышенной. Тогда же ПГЭТ покинул его директор Александр Филиппов.

Бывший директор МУП Александр Филиппов сообщил „Ъ“, что в курсе финансовых проблем предприятия. «Отмечу, что узнал я о них позже своего увольнения. Так что это не было причиной моего увольнения. Тем не менее теперь я считаю, что поступил правильно», — отметил господин Филиппов.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента