Не частное дело

Организация авиа- и морского сообщения между Кубанью и Крымом
потребует госинвестиций

Компания «Базэл Аэро» зафиксировала снижение пассажиропотока между Кубанью и Крымом на 30%. Эксперты считают, что частному бизнесу будут неинтересны вложения в массовый сегмент авиа- и морских перевозок, поскольку востребованы и экономичеcки целесообразны на этом направлении могут быть лишь поездки бизнес-класса. В массовом сегменте организовать регулярные рейсы можно лишь в форме государственного проекта с инвестициями порядка 3 млрд руб. — прежде всего в крымскую портовую инфраструктуру и современные суда. Минтранс РФ заявляет, что в рамках выполнения поручения президента Владимира Путина уже ведутся переговоры с авиаперевозчиками страны о введении регулярного сообщения между регионами по дотируемой государством стоимости.

Пока основным видом перевозок между Кубанью и Крымом является паром.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Холдинг «Базэл Аэро» подвел итоги девяти месяцев 2016 года по количеству обслуженных пассажиров на маршрутах в Симферополь из трех аэропортов («Сочи», «Анапа», «Краснодар») и констатировал снижение пассажиропотока на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Более точные данные компания предоставить пока не готова. Авиасообщение между аэропортами Краснодарского края («Сочи», «Краснодар», «Анапа») и Крымом осуществляется с 2015 года. Основная доля перевозок приходилась на Краснодар. Как отмечают в компании, пассажиропоток из Сочи в Симферополь за девять месяцев вырос более чем в восемь раз. Однако из Анапы в 2016 году перевозки в Крым практически не осуществлялись, а уход с рынка авиакомпании «Донавиа», выполнявшей значительный объем перевозок, стал основной причиной общего снижения пассажиропотока. Кроме того, как ранее писал „Ъ“, весной 2016 года отказались от рейсов из Сочи в Симферополь авиакомпании «Уральские авиалинии» (стоимость перелета начиналась от 3,7 тыс. руб.), «Донавиа», «Уральские авиалинии» и «Алроса» (стоимость билета — от 1,8 тыс. руб.). Также из Анапы в Крым перестали курсировать борты компании «Авиалинии Мордовии» (2,5 тыс. руб). Полеты из обоих городов входили в список субсидируемых рейсов, по которому дотационные билеты могли купить социально незащищенные группы населения.

Альтернативой авиасообщению между курортными зонами является морской путь.

Как отмечает представитель компании «Индивидуальный туристический сервис» из Санкт-Петербурга Алина Григорьева, при должной организации морская перевозка между курортами может быть комфортна и более выгодна, чем авиаперелет. «В Сочи уже создана необходимая инфраструктура перед Олимпиадой, но в Ялте необходима реконструкция большинства причалов и пирсов и всех сооружений для приема круизных судов, яхт»,— отметила госпожа Григорьева.

Генеральный директор сервиса по продаже туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин считает, что морские поездки в массовом сегменте могут быть востребованы, но авиасообщение для организации туров бесперспективно, поскольку Кубань и Крым являются одной курортной локацией. Перелеты могут пользоваться спросом только у бизнесменов и состоятельных туристов, которые готовы платить за скорость передвижения и комфорт.

Руководитель одного из крупнейших туроператоров России на условиях анонимности сообщил „Ъ“, что специалисты его компании изучали вопрос использования регулярного морского и авиасообщения между двумя курортными зонами и признали его невыгодным. По его словам, в 2015 году на катамаранах «Сочи-1» и «Сочи-2» перевезли 8 тыс. человек. Это мизерная цифра для серьезных капиталовложений, считает собеседник „Ъ“. Цена морского билета из Анапы в Ялту в 2016 году составила 2700 руб. и неконкурентна по сравнению со стоимостью проезда на автобусе — 1600 руб. По информации собеседника „Ъ“, авиакомпании также считают это направление убыточным из-за дорогого обслуживания в аэропортах, высокой цены на топливо, отсутствия трафика даже по социальным билетам.

«В Крыму нет инфраструктуры для приема больших пассажирских кораблей, с помощью пассажирообъема которых можно снизить стоимость морских поездок; нет сервиса, новых судов. Те, что сейчас используют, устарели и рассчитаны на 250 человек, а нужны на 500 и более. С вводом в эксплуатацию Керченского моста поток еще больше упадет, поэтому бизнес пока не желает вкладывать деньги»,— отмечает Дмитрий Малютин. По его мнению, взять на себя организацию регулярного морского и авиасообщения сможет только государство с помощью госкомпании, которая построит инфраструктуру, закупит и будет эксплуатировать новые суда. По оценкам эксперта, на организацию массового регулярного водного и воздушного сообщения потребуется около 3 млрд руб. — на возведение причальных сооружений, закупку морских судов, их обслуживание, строительство инфраструктуры, организацию и субсидирование перелетов.

Ранее президент России Владимира Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России дал поручение профильному ведомству просчитать экономические аспекты туристического морского и авиационного сообщения из Сочи в Ялту и Симферополь в 2017 году. Специалисты должны выяснить объемы возможного трафика и уровень готовности инфраструктуры.

На прошедшем недавно инвестиционном форуме в Сочи глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что провел переговоры с руководителем «Аэрофлота» и ряда других авиакомпаний о возможности организации регулярного сообщения между двумя курортными регионами. По его словам, поручение президента будет исполнено с учетом возможных механизмов государственного субсидирования этих маршрутов как одних из приоритетных.

Сергей Лапшин, Краснодар

  
Вся лента