Совет федерации дал приоритет плутонию

Валентина Матвиенко заявила о поддержке указа президента о сохранении ядерного потенциала

Совет федерации (СФ) рассмотрит законопроект о приостановке российско-американского соглашения об утилизации оружейного плутония в приоритетном порядке — сразу, как только он пройдет согласование Госдумы. Ранее Владимир Путин подписал соответствующий указ, мотивируя его тем, что США не выполняют свои обязательства, не уничтожая плутоний. Эксперт полагает, что хотя речь и идет о приостановке сокращения ядерного потенциала, новой гонки вооружений не будет.

Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Если Госдума одобрит законопроект о приостановке российско-американского соглашения по переработке плутония, СФ рассмотрит документ в числе приоритетных, заявила спикер палаты Валентина Матвиенко. Претензии российской стороны, по ее словам, в том, что США нарушили саму концепцию соглашения, изменив его утилизацию на захоронение.

«Решение приостановить действие двустороннего соглашения абсолютно оправданно — почему Россия в одностороннем порядке должна выполнять договоренности? Мы не хотим, чтобы мы потеряли свой потенциал, а наши партнеры его сохранили»,— заявила госпожа Матвиенко.

Член комитета Совета федерации по международным делам Игорь Морозов заявил, что законопроект по плутонию могут рассмотреть в верхней палате парламента уже 12 октября, если Госдума успеет его к тому времени принять. Господин Морозов полагает, что это «очень вероятно». Первое заседание Госдумы нового созыва назначено на 5 октября.

Политолог Борис Макаренко также уверен, что законопроект будет принят без проволочек. «Это акция с самого верха. Когда палаты Федерального собрания возражали президенту в вопросах внешней политики? Отклонения не бывало»,— сказал эксперт.

Россия и США заключили соглашение об утилизации избыточного оружейного плутония в 2000 году. Договор предусматривает, что с 2018 года стороны будут приводить этот материала в состояние, непригодное для создания ядерных зарядов, путем его сжигания в ядерных реакторах. Утилизировать с каждой стороны планировалось по 34 тонны оружейного плутония. В России была создана необходимая инфраструктура, Вашингтон же решил не сжигать свой плутоний, а разбавлять его другими материалами и помещать в хранилище радиоактивных отходов. Владимир Путин заявлял, что такой плутоний имеет возвратный потенциал, то есть его можно будет извлечь, переработать и опять превратить в материал, пригодный для создания ядерных зарядов.

Несмотря на приостановку сокращения ядерных запасов, Валентина Матвиенко считает, что происходящее не означает начала «новой холодной войны». По ее мнению, борьба идет лишь за «экономические и геополитические интересы».

Директор Центра стратегических конъюнктур Иван Коновалов пояснил, что такой способ уничтожения плутония выбран американцами из-за якобы технической отсталости. «США позиционируют себя как самую передовую страну и именно тут они почему-то отстали. Может, вопрос в желании? Выглядит все так, будто США хотят стянуть нас в новую гонку вооружений. Мы пока уворачиваемся. У нас есть тяжкий опыт, гонка в свое время развалила СССР, и сейчас для нашей экономики такое соревнование обернулось бы крахом. Отвечать нельзя, но нельзя и бездействовать»,— считает Иван Коновалов.

Эксперт назвал происходящее «политическим актом». Накопления ядерного потенциала в обеих державах, по его словам, в настоящее время не идет, Россия не превышает заложенный на оборонную сферу бюджет.

Екатерина Гробман

Вся лента