Непоказательная казнь

В Саудовской Аравии впервые за 41 год казнили члена королевской семьи, посчитав это лучшей демонстрацией равенства всех перед законом.

В королевской семье ас-Саудов, насчитывающей примерно 15 тыс. человек, стало на одного принца меньше

Фото: Hasan Jamali, AP

В минувшую среду Министерство внутренних дел выпустило сдержанное заявление, в котором сообщило о том, что в Эр-Рияде казнен принц Турки бен Сауд аль-Кабир. Министерство объясняло, что принц был признан виновным в убийстве своего друга, приговорен в 2014 году к смертной казни в полном соответствии с законом после того, как семья погибшего отказалась простить его в обмен на извинения и денежную компенсацию, а приговор прошел все судебные инстанции и был утвержден королем страны. Министерство назвало приведение в исполнение смертного приговора принцу Турки еще одним свидетельством готовности властей страны защищать порядок и спокойствие в королевстве и отправлять правосудие невзирая на лица.

Принц Турки, который во время ссоры убил некоего Аделя аль-Мухаймида и ранил еще одного человека, стал первым с 1975 года членом королевской семьи, казненным по приговору суда. Тогда, напомним, Фейсал бен Мусаид бен Абдель-Азиз ас-Сауд был обезглавлен за убийство своего дяди, короля Фейсала. Приговор был приведен в исполнение мечом с золотым эфесом на одной из главных площадей Эр-Рияда буквально через несколько часов после вынесения. Его голову на пике показывали собравшимся в течение 15 минут, после чего и голову, и тело увезли в карете скорой помощи для погребения.

Обстоятельства казни принца Турки не столь красочны. В Саудовской Аравии любят публичные обезглавливания, однако в этом случае при всей показательности казнь не была публичной. Неизвестно даже, когда и как она была совершена. И только из заявления Министерства внутренних дел в среду стало известно имя казненного — в 2014 году власти кратко сообщили о том, что один из членов королевской семьи был приговорен к смертной казни за убийство, однако ни имя, ни обстоятельства дела не упоминались ни тогда, ни позже. Королевская семья ас-Саудов насчитывает примерно 15 тыс. человек, из которых только две тысячи могут претендовать на то, чтобы считаться богатыми и влиятельными. Казненный, по словам одного из представителей саудовской королевской семьи, не был совсем уж "незначительным". Он принадлежал к одному из влиятельных родов семьи, однако не был прямым потомком короля Абдель-Азиза, создателя Саудовской Аравии, и потому не мог претендовать ни на трон, ни на более или менее серьезную должность в стране.

Что же до правосудия для всех, то казнь третьеразрядного принца, разумеется, не является ярким его примером. Таковым могло бы стать наказание другого принца, Маджида бен Абдаллы бен Абдель-Азиза ас-Сауда, миллионера, арестованного в США в прошлом году и обвиненного в изнасиловании трех женщин, употреблении кокаина и жестоком обращении с людьми. Однако наказания он не понес. Маджид бен Абдалла — сын бывшего короля Саудовской Аравии. Дело против него было закрыто, как говорят американские источники, под давлением властей Саудовской Аравии, а сам он покинул США в самый разгар скандала. Никак не пострадал и еще один принц — Абдель-Мохсен бен Валид бен Абдель-Азиз, попавшийся на контрабанде наркотиков в Ливане. Наконец, в 2013 году принца Сауда бен Абдель-Азиза бен Насера ас-Сауда в Лондоне приговорили к пожизненному заключению за убийство слуги и любовника. Британские власти, впрочем, не смогли отказать саудовцам в просьбе вернуть принца на родину, где он должен отбыть лишь часть тюремного срока.

Рубрику ведет Николай Зубов

Вся лента