Болезненный профицит

Нижегородская область планирует увеличить доходы и сократить расходы

Нижегородская область впервые за много лет планирует принять в 2017 году профицитный бюджет. При этом из-за изменений законодательства пока регион рассчитывает только на собственные силы, не учитывая поступления из федерального бюджета. Аналитики говорят, что планирование профицитного бюджета связано с обязательствами области перед Минфином РФ и договоренностями по предоставлению бюджетных кредитов под 0,1% годовых. Однако исполнить его будет сложно, поскольку экономический рост и увеличение налоговых доходов в следующем году если и сложатся, то небольшими, а сокращать расходы будет технически и политически тяжело и болезненно.

Глава нижегородского минфина Ольга Сулима рассчитывает, что собственные доходы бюджета в 2017 году вырастут на 10%

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

О том, что бюджет Нижегородской области 2017 года может стать профицитным, вчера на заседании регионального правительства сообщила министр финансов Ольга Сулима. При составлении прогноза министерство опиралось на ситуацию с формированием бюджета 2016 года, которую Ольга Сулима назвала «достаточно стабильной», и на планируемые изменения налогового законодательства. Как рассказала министр, за восемь месяцев 2016 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области составили 93,6 млрд руб., что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Доходы областного бюджета увеличились на 13%, до 74,8 млрд руб. «Для выполнения условий соглашения с Минфином РФ по привлечению бюджетных кредитов по ставке 0,1% годовых в течение года дефицит бюджета Нижегородской области был уменьшен на 3 мдрд руб. Доходы пока поступают с опережением плана, но как в целом сложится ситуация в условиях непростых экономических условий, оценить непросто», — отметила министр. Кроме того, до сих пор нет ясности, как регионы будут выстраивать отношения с федеральным бюджетом. Дело в том, что срок внесения проекта закона о федеральном бюджете в Госдуму перенесен с 1 октября на 1 ноября. Также на федеральном уровне до 1 января 2017 года приостановлена норма, по которой все изменения налогового законодательства, которые могут коснуться регионов, должны быть приняты за месяц до внесения в Госдуму проекта бюджета. «Это означает, что такие законы могут быть приняты в последний месяц года, и мы будем обязаны учесть их последствия. Из федерации все еще нет информации об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, о планируемых объемах безвозмездных поступлений. В такой ситуации мы сами без федеральных установок разработали основные направления бюджетной политики и, видимо, будем вносить бюджет в правительство, а срок у нас 18 октября, без учета федеральных средств», — рассказала Ольга Сулима. Таким образом, региональный бюджет на 2017 год минфин планирует сделать профицитным, основываясь только на собственных доходах. Как рассказала „Ъ“ министр, по сравнению с 2016 годом их рост может составить не менее 10%. При этом расходы в основном останутся на уровне текущего года. Профицит предварительно оценивается в 1 млрд руб. Министр подчеркнула, что «формироваться бюджет будет в условиях жесткой экономии с использованием всех внутренних резервов».

Замдиректора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов отмечает, что регион запланировал профицит бюджета из-за своих обязательств перед федеральным Минфином: «Скорее всего, это связано с тем, что между министерствами было подписано соглашение о предоставлении бюджетных кредитов при условии, что область сократит темпы роста госдолга, а то и уменьшит его, а единственный способ это сделать — принять профицитный бюджет». Другое дело, удастся ли региону выполнить свои обязательства, отмечает господин Вартапетов: «Во-первых, не учтены межбюджетные трансферты, видимость которых пока очень низкая, поскольку федеральный бюджет не определился с суммой перечислений регионам. Это может добавить некоторых доходов, но, как правило, большая часть трансфертов в виде субвенций и субсидий приходит под конкретные расходы. То есть в целом они не окажут сильного влияния на сбалансированность бюджета. Во-вторых, экономический рост если и будет, то невысокий, а значит, и темпы роста налоговых поступлений будут небольшими. Кроме того, область и так уже давно замедляет темпы роста расходов и продолжить этот тренд будет крайне сложно в следующем году, и зарплаты бюджетникам, скорее всего, индексировать не будут. В этом смысле нужно будет искать дополнительные способы сокращения расходов, а это тяжело и технически, и политически и, безусловно, болезненно», — считает Карен Вартапетов.

Председатель комитета по бюджету и налогам законодательного собрания пятого созыва Александр Шаронов напоминает, что «пожелание перейти к бездефицитному бюджету было обозначено еще несколько лет назад». «В том числе сокращение госдолга предусматривают обязательства перед федеральным Минфином. Соответственно, все, что регион получает из федерального бюджета, дисциплинирует нас. ­Получится ли выполнить эти условия полностью, пока вопрос открытый, поскольку бюджет еще не сверстан. Это действительно будет непросто, но то, что минфин все-таки ставит себе такую задачу, само по себе надо приветствовать. Это ответственный консервативный подход к исполнению своих обязательств, что повышает кредитоспособность и финансовую стабильность региона». По мнению Александра Шаронова, чтобы исполнить намеченный план, нужна «сильная политическая воля и жесткий подход к экономии расходов».

Напомним, последний раз областной бюджет был исполнен с профицитом 3,1 млрд руб. в 2006 году. После этого регион планировал сделать бездефицитными бюджеты 2010-го, 2011-го, 2016 годов, но это не удалось.

Александра Викулова

Вся лента