Машествие

Егор Москвитин — о самом успешном российском мультсериале

Мультфильм "Маша и Медведь" превратился в феномен того же масштаба, что и бразильские сериалы. "Огонек" разбирается в причинах успеха российского мультфильма, покорившего уже более 120 стран

Егор Москвитин

Обозреватель "Огонька" отправился на кинофестиваль в Торонто, чтобы смотреть серьезные фильмы, но включил в гостинице телевизор и наткнулся на... "Машу и Медведя". "Ну и заварила я кашу",— сообщает мультяшка в конце серии под названием "Маша плюс каша". Этот ролик — сенсация YouTube: по состоянию на сентябрь только на официальной странице его посмотрели 1 млрд 600 млн зрителей. Весь же канал "Маши и Медведя" входит в десятку самых популярных в мире — больше подписчиков только у корейской и американской попсы. История успеха началась в Рождество, первая серия мультфильма вышла 7 января 2009 года (автор идеи, режиссер и сценарист — аниматор Олег Кузовков). Идея была проста: наделить фольклорных героев темпераментами современных детей и родителей. Маша превратилась в гиперактивного и капризного, но зато готового любить весь мир ребенка. А Медведь — в замученного, но терпеливого, внимательного и заботливого взрослого. И если в сказке девочка оказалась в плену у свирепого зверя, то в мультфильме все иначе. Бывший цирковой, Мишка и рад бы насладиться пенсией, но все время должен решать проблемы неутомимого ребенка.

Нельзя сказать, чтобы новинка от студии "Анимаккорд" понравилась всем и сразу. Консерваторы тут же заявили, что вседозволенность Маши надо бы отредактировать ремнем. А зрители, те, что наблюдательнее, заметили, что мультфильм нравится не только детям от трех до девяти (заявленная целевая аудитория), но и девочкам постарше. А значит, те могут неправильно интерпретировать отношения с условным медведем. Но в какой-то момент "Маша и Медведь" зашагали по миру такими семимильными шагами, что интерпретировать их успех стало куда интереснее, чем сокрушаться по поводу времен и нравов. Права на показ мультсериала за рубежом достались именитым компаниям и каналам — KiKA в Германии и France 5 во Франции. Уже больше года шоу с успехом идет в Netflix — главном онлайн-кинотеатре планеты. В прошлом году мультсериал был назван лучшей анимацией на конференции Kidscreen в Майами, считающейся детским аналогом "Оскара". А в этом году в рождественские праздники фильм "Маша и Медведь: друзья навсегда" вошел в семерку самых кассовых картин в Италии, потягавшись с новым эпизодом "Звездных войн". Эта российская анимация чувствует себя уверенно и на пресыщенных азиатских рынках, и в экзотических государствах вроде ОАЭ.

Ежемесячные доходы от рекламы на YouTube оцениваются изданием Bloomberg в 1,5 млн долларов, а по количеству просмотров на сервисе наша Маша опережает даже героев Disney. Но, как и в случае со "Звездными войнами", все настоящие деньги здесь делаются на продаже сопутствующих товаров и лицензий. Фастфуд-сеть Burger King запускала специальное детское имени Марии и Медведя меню. Ferrero и Danone продают десятки миллионов шоколадок и йогуртов под брендом мультфильма. А издательство "Эгмонт" вот-вот разрастется до размеров небоскреба: счет книжек и журналов о "вселенной Маши и Медведя" уже давно идет на сотни.

Уровень шума вокруг проекта так высок, что может показаться, будто "Маша и Медведь" — это еще одни "Телепузики" и "Покемоны", то есть продукт, беспощадно промывающий детям мозги в поточном режиме. На самом деле приключения будущей красавицы и бывшего чудовища занимают не больше часа в год: за восемь лет было выпущено 58 серий по 6 минут каждая, а в ближайшие два года выйдет еще 20. Каждая минута мультфильма обходится производителю в 50 тысяч долларов — крайне существенную для нашего ТВ сумму. Из более чем 100 сотрудников "Анимаккорда" 20 — аниматоры. В производстве используются как технологии от лидеров глобального рынка (например, Pixar), так и собственное программное обеспечение. Доля второго, очевидно, будет только расти, ведь своей глобальной задачей студия ставит соперничество с теми самыми Pixar и DreamWorks Animation.

"Маша и Медведь" предлагают прогрессивную педагогику. С одной стороны, ребенок здесь царь и бог, доминирующий над взрослым. С другой — любую ошибку Маша исправляет сама

Задним числом формулу успеха этого проекта легко разложить на элементы. 6 минут — идеальный хронометраж: с ним легче удерживать детское внимание; примерно столько длится завтрак проспавшего школу ребенка; а если смотреть сериал на перемене, то останется время обсудить его с соседкой по парте. К тому же именно такие короткие видео чаще всего становятся вирусными на YouTube. Вторая зацепка — кислотная палитра, уже сослужившая добрую службу японским "Покемонам". Яркие цвета привлекают внимание детей. А внешность у Маши хоть и славянская, но способная вызвать эмпатию по всему свету: в Азии оценят ее большие глаза, в Южном полушарии — светлую кожу. Графика "Маши и Медведя" не выглядит ни изобретательной, ни супердетализированной, но у нее есть важное отличие от большинства российских мультфильмов. Как и в диснеевских вселенных, здесь есть так называемый стайлбук — свод правил, описывающих, как должны двигаться, улыбаться и выглядеть персонажи. Третье преимущество "Маши и Медведя" над теми же "Смешариками" (которые, впрочем, тоже вовсю строят голливудскую карьеру) — в средствах рассказывания истории. Диалоги здесь сведены к минимуму и предназначены скорее для взрослых ("Давненько не брала я в руки шашек",— сообщает Маша все в том же знаменитом эпизоде), чтобы тем тоже было над чем посмеяться. Героиня комментирует все свои действия ("сварю-ка я кашу"), позволяя домохозяйкам контролировать содержание детского мультика. Лаконичный сценарий переводится на другие языки хоть и не без труда, но все же куда легче, чем все наши литературоцентричные фильмы и сериалы. А гэги в духе Леонида Гайдая и братьев Маркс успешно веселят детей по всему свету.

Наконец, "Маша и Медведь" предлагают довольно прогрессивную педагогику. С одной стороны, ребенок здесь царь и бог, доминирующий над взрослым. С другой — любую ошибку Маша исправляет сама. Представьте кухню, в которой лопнула целая бочка каши. Медведь Машу в угол не ставит, но дает ей понять, что неплохо бы отмыть кухню и съесть кашу. Говоря языком Уголовно-процессуального кодекса, концепция исправления в этом мультфильме приоритетнее, чем идея наказания. А значит, и парализующий страх совершить ошибку обойдет его зрителей стороной, и они вырастут инициативными и уверенными в себе.

В "Анимаккорде" хотят взрослеть вместе с аудиторией: у "Маши и Медведя" постепенно появляются параллельные программы для ребят постарше. В одной из них Маша рассказывает страшилки, а в другой — остроумно перевирает русские сказки. Отношение мультфильма к народному фольклору довольно противоречиво. Героям наших сказок прививают диснеевские мотивации, но лучше уж пусть будет так, чем дети вообще не будут знать об этих героях. К тому же сценаристам не занимать остроумия и ответственности. Например, два Серых Волка тут первыми спешат на помощь, если кто-то из зверят заболеет: ведь они санитары леса. А Медведица собственным примером помогает зрительницам научиться правильно выбирать ухажеров. Из этих простых кубиков, кажется, и складывается невероятная история успеха нескольких русских фантазеров, придумавших мультик про девочку-непоседу еще в 1990-е годы. Как бизнес-проект это не может не восхищать, но анимация — это еще и искусство. Поэтому неизбежен вопрос: продолжает ли этот мультфильм гуманистическую линию советской классики? Ответ отрицательный. Диктатура хорошего вкуса и человеколюбия, которую проводили Шапокляк и Ежик в тумане, возможна лишь в замкнутых системах. "Маша и Медведь" конкурируют со всем миром сразу, поэтому не смогут позволить себе рефлексии Юрия Норштейна. Зато им удается рассказывать более или менее русскую сказку на языке, понятном всему миру, да так, что не оторваться. Наверное, спасибо.

Вся лента