Что смотреть на театральных фестивалях осенью

18 событий, которые нельзя пропустить

Традиционный сезон фестивалей в Москве уже второй год подряд ждут скорее с тревогой, чем с надеждой: господдержка продолжает сворачиваться, частные меценаты тоже богаче не становятся. Арт-директоры наших театральных фестивалей в нынешних обстоятельствах — не только опытные отборщики, но и специалисты по театральной логистике, старающиеся наилучшим образом распорядиться более чем скромными бюджетами. Тем не менее главные осенние фестивали — NET, "Территория", фестиваль моноспектаклей SOLO и "Сезон Станиславского" — обнародовали богатые и разнообразные программы. Ольга Федянина изучила их и выбрала 18 главных событий театральной осени


Территория

Повседневность. Простые действия Дмитрий Волкострелов и "театр post" (Россия)

Фото: Юлия Ардабьевская, ММОМА

Волкострелов, кажется, единственный последовательный минималист в нашем театре, который каждый раз ставит самые разные эксперименты, выясняя, сколько нужно вычесть из современного спектакля, чтобы тебе кричали из зала (или из газетной статьи): "это не театр!". Как результат вычитания — его спектакли очень часто похожи на инсталляции с интегрированным в них зрителем. Так что появление Волкострелова в выставочной части фестиваля "Территория" совершенно логично. Зрителя на "Простые действия" завлекают не перспективой увидеть блистательный результат, а перспективой стать неотъемлемой частью процесса. Музейное пространство утыкано камерами наблюдения, разные отсеки посвящены разным повседневным действиям — от чистки зубов до завязывания шнурков. Повседневное действие, вставленное в музейную раму, приобретает новый вес, тон и художественный смысл — в этом может убедиться каждый зритель-участник.

ММОМА на Тверском бульваре, до 16 октября


solo

Записки юного врача "Мастерская" п/р Григория Козлова (Россия)

Моноспектакли часто возникают как самостоятельные актерские работы: сам выучил, сам прочитал, сам раскланялся — дешево и сердито. Жанру это не то чтобы идет на пользу. Потому что режиссерский разбор текста — на самом деле сложнейшая из работ и одна из первооснов любого театра, в котором вообще используется слово. Актер Максим Блинов не стал заниматься самодеятельностью — он главный и единственный герой "Записок юного врача", но режиссер у него в данном случае Григорий Козлов, который с текстом Булгакова разобрался обстоятельно и мастерски. Результат — при всей традиционности — не читка вслух, а очень современный и темпераментный театральный вечер, который заставляет, вопреки всякой очевидности, поверить в то, что "тьма египетская" (название одной из самых запоминающихся глав в "Записках"), против которой юный рассказчик борется "не то с мечом, не то со стетоскопом", рано или поздно отступит.

Театральный центр "На Страстном", 1 октября, 19.00


solo

Горные великаны
I giganti della montagna Fortebraccio Teatro (Италия)

Пьеса Пиранделло (у нас ее чаще называют "Гиганты горы") — трудоемкий и призрачный текст, над которым автор работал восемь лет, но так и не успел дописать. История, которая вряд ли у кого-то ассоциируется с возможностями моноспектакля по причине своей многонаселенности: труппа бродячих актеров и группа странных аутсайдеров встречаются в замке мага Котроне. После чего происходит много всего философского, символического, мистического и очень живописного — хотя речь идет всего лишь о попытке сыграть пьесу общими усилиями. Режиссер и актер Роберто Латини возвращается к одному из центральных мотивов Пиранделло — мотиву иллюзии,— и это позволяет ему "свернуть" весь список действующих лиц до себя одного. Потому что, конечно, все это может быть и просто сном мага Котроне. Партитура этой единственной — всеобъемлющей — роли выстроена у Латини необычайно пластично, страстно и эффектно, кроме того, ему помогают изобретательные сценография и мультимедиа, берущие на себя роль мира мечты и загадки, мира, в котором вечно блуждает магическая фантазия Котроне.

Театральный центр "На Страстном", 7 октября, 19.00


solo

Девушка с радуги
Fata din curcubeu Национальный театр (Румыния)

Обладательница такой смешной на наш слух фамилии, Таня Попа — очень яркая молдавско-румынская актриса с совершенно органическим, нескончаемым азартом игры. Основа актерского ремесла — изображать кого-то другого — для нее не только умение, но и удовольствие. Таким природным лицедеям любой роли бывает мало, а к жанру моноспектакля они обращаются не для того, чтобы сыграть одного-единственного персонажа, а для того, чтобы заполучить в свое полное распоряжение всех персонажей пьесы. "Девушка с радуги", моноспектакль, сочиненный специально для Тани Попы, состоит из 13 монологов, в которых героиня, стареющая бомжиха, проигрывает в лицах эпизоды из своей прошедшей жизни. А вдобавок — сравнивает свои приключения с сюжетами киноклассики ("Красотка", "Однажды в Америке", "Ночи Кабирии") и заодно разыгрывает еще и их.

Театральный центр "На Страстном", 8 октября, 19.00


Территория

Пиксель
PixelКомпания Kaefig и компания Adrien M / Claire B (Франция)

Фото: Patrick Berger / Agathe Poupeney

Хореограф Мурад Мерзуки занимается, во-первых, экспериментами по созданию симбиоза между танцевальной средой хип-хопа и контемпорари. А во-вторых, освоением новых технологических возможностей как возможностей художественных — применительно к хореографии, разумеется. "Пиксель" — это результат сотрудничества Мерзуки с видеохудожниками и техниками, создавшими совершенно особый световой и цифровой мир вокруг его танцовщиков. В результате исполнителям приходится соревноваться с голограммами, световыми проекциями, цифровыми скульптурами и разной прочей компьютерной нечистью. Это невероятно эффектно и даже заставляет ожить надежду на то, что у союза искусства и техники есть какое-то будущее, кроме чисто коммерческого.

"Геликон-опера", 10 и 11 октября, 20.00



Территория

Ивонна, принцесса Бургундская Театр наций (Россия)

Первая российская премьера Гжегожа Яжины — чрезвычайно примечательное событие, такое, каких в Москве в последнее время становится, к сожалению, все меньше: сейчас с европейскими режиссерами последовательно работают только два московских театра — Театр наций и Электротеатр. В данном случае один из самых известных польских режиссеров ставит в Театре наций самую известную драму польского абсурдиста, автора гротескной прозы Витольда Гомбровича. В распоряжении режиссера очень интересный актерский ансамбль, в который входят Александр Феклистов, Агриппина Стеклова, Сергей Епишев и Дарья Урсуляк. "Ивонна" написана за год до начала Второй мировой войны и посвящена тем вопросам, которые ХХ век передал по наследству ХХI веку. Как и почему человек, радикально непохожий на большинство, превращается в изгоя? Как и почему большинство начинает чувствовать, что вправе избавиться от изгоя любым способом? И главное: как и почему отдельные, непохожие, самостоятельные персоны вообще превращаются в большинство?

Театр наций (основная сцена), 10 и 11 октября, 19.00


solo

Влюбленный Гитлер
Hitler In LoveTony Bulandra (Румыния)

С фигурой Адольфа Гитлера в кино и театре что только ни делали — с разным успехом. Но в любом случае понятно, что травестия объекта — это один из способов одержать над ним победу. В сотрудничестве с одним из самых молодых театров Румынии (Tony Bulandra основан в 2002 году) молдавско-российский актер Дмитрий Акриш и армянский режиссер Сурен Шахвердян создали моноспектакль, посвященный последним дням Адольфа Гитлера в берлинском бункере,— но это спектакль не о политике. Взаимоотношения, воспоминания, обиды, травмы — спектакль разбирает и собирает фигуру диктатора как головоломку, состоящую из нервов, неврозов, ущербности, утрат. Такая "приватизация" исторических персонажей часто бывает очень занимательной и в удачном случае противопоставляет что-то традиционным школьным и художественным клише. Впрочем, здесь нужно большое чувство стиля и такта, чтобы не превратить любого упыря в обделенного ребенка, а обделенного ребенка в потенциального фюрера. В данном случае все желающие могут удостовериться, получается ли это у русско-молдавско-румынско-армянского творческого коллектива.

Театральный центр "На Страстном" (Основная сцена), 10 октября, 19.00


Территория

В гостях. Европа
Home Visit EuropeRimini Protokoll (Германия)

Фото: Pigi Psimenou

Группа "Римини-протокол" — по-прежнему лидер мирового театра non-fiction и, как обычно, демонстрирует проект, который живет и меняется во взаимодействии с городом. "В гостях. Европа" в буквальном смысле слова поселится в Москве — спектакли проходят в обычных московских городских квартирах, у людей, согласившихся пригласить к себе в гости 15 незнакомых человек. Все зрители объединены за общим столом — метафорой и символом европейского "общего дома". Таким образом, они становятся участниками театрального квеста, посвященного одновременно и жизни всего континента, и биографии каждого отдельного человека. Играть роли не придется, зато нужно будет много общаться и внимательно следить за происходящим. Драматургия и интрига квеста каждый раз разная, она создается самой публикой, поэтому и результат угадать нельзя. В любом случае в конце каждый для себя сможет ответить на вопрос, до какой степени Россия — это Европа.

Спектакль проводится в жилых квартирах, 12-20 октября, 17.00 и 20.00


solo

Красная машина
Machine rouge Дени Лаван — Франсуа Р. Камбюза — Джанна Греко (Франция)

Дени Лаван, главный актер Лео Каракса, звезда эксцентрики и акробат, любит сложные поэтические тексты и странные образы, которые образуются из их переплетения. Рембо, Арто, Есенин, Лорка, Хлебников, Аполлинер, Беккет, Пессоа, Цветаева, Верлен — все они становятся авторами его абсурдной бессюжетной пьесы, в которой сам Лаван по настроению меняет все, что захочет: настроение, слова, философию, не говоря уже о такой мелочи, как мизансцены. К стихам добавляется музыкальная композиция панка-джазиста Франсуа Р. Камбюза, который в данном случае работает в команде с известной электронщицей Джанной Греко. Все это лишь с большой долей условности можно назвать моноспектаклем. Но, положа руку на сердце, разве так важно, каким жанром обозначена полуторачасовая импровизация Дени Лавана? Гораздо важнее — будет ли место в зале.

Театральный центр "На Страстном", 12 октября, 19.00


Территория

Процесс "Красный факел" (Россия)

Тимофей Кулябин инсценирует ключевой текст ХХ века, незаконченный роман Франца Кафки, который на протяжении ста лет остается постоянно сбывающимся пророчеством о взаимоотношениях человека и мира в Новом времени. Герой спектакля Кулябина — человек, который и сто лет назад был среднестатистическим, и сегодня решительно ничем не странен, кроме собственной неубиваемой актуальности. Как и в романе, мир, который окружает среднестатистического человека, существует сам по себе, по собственным неписаным законам,— и вступает с героем в парадоксальные отношения, в которых главную роль играет страх. Страх поначалу нелепый и беспричинный, а под конец — вездесущий и убийственный. Страх, понятый как самый действенный механизм и мотив культурной мифологии Нового времени, позволяет режиссеру превратить роман-притчу в драматическое действие. Настолько стремительное, что вы даже не заметите, как запомните наизусть довольно большое количество очень сложного текста Франца Кафки.

Театр наций, 14 и 15 октября, 19.00


Территория

Сострадание. История одного оружия
Mitleid. Die Geschichte des Maschinengewehrs Schaubuehne (Германия)

Фото: Ursina Lardi

Режиссер Мило Рау, второй, наряду с "Римини-протоколом", представитель театра нон-фикшен на фестивале "Территория", посвятил "Историю одного оружия" войнам последних лет — и их жертвам. Главной темой самого Рау остается то, что он сам называет "циническим гуманизмом" и считает основой современного мироустройства,— способность людей заботиться о благополучии и безопасности ближних, не испытывая при этом ни малейшего неудобства при мысли о катастрофах, происходящих в далеких чужих краях. Две рассказчицы, две свидетельницы, две актрисы — Урсина Ларди и Консолат Зипериус — рассматривают современный мир с двух ракурсов, показывая, как по-разному выглядит история нового Великого переселения народов, разворачивающегося на границах Старого Света. Все зависит от того, с какой стороны границы ты смотришь, а не от того, насколько доброе у тебя сердце,— режиссер не скрывает своего пессимизма, но не требует, чтобы вы его обязательно разделяли.

Центр им. Вс. Мейерхольда, 17 и 18 октября, 20.00


Сезон Станиславского

Мастер голода
Bado Meistras Meno Fortas (Литва)

Фото: D.Matvejevc

Мало кто поверит, что из соединения Кафки и Някрошюса может получиться жизнерадостный спектакль. Но это именно так. "Мастер голода" — поздняя новелла, построенная на типичном кафкианском преображении навязчивого автобиографического мотива в метафору. Сам Кафка всю жизнь страдал от собственной неспособности есть много и разнообразно, "как люди", и всю жизнь безуспешно пытался "переучиться" на нормального едока. Герой новеллы, Мастер голода, делает из отказа от еды высокий аттракцион, всенародно демонстрируя победу духа над физической природой,— и тем не менее терпит поражение, поскольку его искусство однажды просто перестает быть популярным. Някрошюс переселяет героев в театр и устраивает вместо ожидаемого метафорическо-философского эксперимента радостное шоу. Впрочем, тут режиссер по-своему очень верен автору: у Кафки единственно безоговорочно счастливое и совершенное место во Вселенной, своего рода земля обетованная — это что-то среднее между театром и цирком, описанный во фрагменте романа "Америка" Большой театр Оклахомы. О месте главного режиссера этого театра, возможно, иногда и мечтает Эймунтас Някрошюс.

РАМТ, 27, 28 октября, 19.00


Сезон Станиславского

Суфлер
SufflorenDramaten (Швеция)

Впервые Москва увидела театр "Драматен" в конце 1980-х, тогда он привез на гастроли две постановки Ингмара Бергмана, но зрители на удивление высоко оценили не столько режиссера, сколько главную труппу Швеции: ее мастерство было какой-то невиданной, северной, добротнейшей выделки. "Суфлер" — спектакль-монолог очень ценимого шведской публикой актера и кабаретиста Андреаса Ольсена, который недавно вошел в эту легендарную труппу. Так что можно ожидать блистательного актерского бенефиса, поддержанного режиссурой Гесты Экмана. Пьеса, написанная самим Ольсеном, посвящена театру и человеку, который всю жизнь проводит в стенах театра, служит ему, любит его, зависит от него — и с тревогой наблюдает за тем, как сам театр все меньше и меньше зависит от своего суфлера. И уж точно никого в эпоху планшетов не интересует, как и за какие деньги суфлер покупает ту особенную бумагу, которая почти не шуршит, то есть совсем не мешает спектаклю и его ответственной работе. Спектакль с юмором и без пафоса о верности вечным ценностям — большая редкость. Кстати, "Драматен", кажется, единственный театр, на чьем интернет-сайте есть отдельная страничка, посвященная его нынешним и прошлым суфлерам.

МТЮЗ, 3 и 4 ноября, 19.00


Сезон Станиславского

Год рака
The Year Of Cancer Tonneelgroup Amsterdam (Голландия)

Фото: Sanne Peper

Люк Персеваль — недавний лауреат премии Станиславского — получил когда-то европейское признание, поставив 12-часовой марафон, состоящий из всех хроник Шекспира. С тех пор у него репутация режиссера эпического, "с размахом", и он действительно любит многочастные сценические романы. Но внутри любого его эпоса всегда есть ключевая сцена, которая представляет собой просто диалог, разговор, обмен взглядами — интимный, камерный дуэт. В этом сезоне в своей родной компании Tonneelgroup Amsterdam, которую он несколько лет назад покинул, став главным режиссером театра Thalia в Гамбурге, Персеваль поставил целый спектакль-дуэт по мотивам повести Хуго Клауса "Год рака". Диалог людей, для которых жизнь друг без друга и жизнь друг с другом одинаково мучительны и непредставимы. Совсем "простое" режиссерско-актерское упражнение — красивое, камерное и чувственное.

Театр им. Вл. Маяковского, 16 и 17 ноября, 19.00


NET

Завтрашние праздники
Tomorrow's Parties Компания Forced Entertainment (Великобритания)

Фото: Hugo Glendinning

Forced Entertainment, возглавляемая Тимом Этчелсом,— одна из самых обаятельных вариаций на тему современного перформанса. То есть, разумеется, в запасниках компании есть и фильмы, и инсталляции, и мультимедийные композиции, и даже, говорят, совсем обычные спектакли. Но любят их все же именно за перформансы. Forced Entertainment придумали, как соединить традиционные брутальность и космополитичность перформанса с чисто британской актерской школой и развлекательными возможностями стендапа. "Завтрашние праздники" — это как раз и есть такой камерный стендап-перформанс. Двое исполнителей проговаривают и совсем немножко разыгрывают варианты своего будущего — причем сначала будущего, которое они считают вероятным, а потом будущего, о котором они мечтают. Получается смешно, грустно, увлекательно, универсально и совершенно по-английски.

Театр наций, 17 и 18 ноября, 20.00


NET

Евангелие
Vangelo Compagnia Pippo Delbono — Emilia Romagna Teatro Fondazione — Croatian National Theatre (Италия--Хорватия)

Фото: Luca Del Pia

Актер и режиссер Пиппо Дельбоно, ученик и последователь Пины Бауш, привезет в Москву одну из самых многолюдных фестивальных постановок. Полтора десятка исполнителей разыграют "современную оперу", основанную на джаз-фьюжн-композиции неаполитанского композитора и саксофониста Энцо Авитабиле. Сюжет спектакля — поиск евангельских тем, конфликтов и образов в жизни современного человека и в окружающем его реальном мире. Вообще обращение с повседневными сюжетами как с сюжетами евангельскими — идея на вид простая, но очень сложная по сути: чтобы не превратиться в слащавую книжку с картинками или в набор банальностей. У Пиппо Дельбоно получается собрание мощных — и действительно современных — образов, которые в то же время, странное дело, совсем не выглядят приговором сегодняшнему человечеству.

Театр наций, 25 и 26 ноября, 19.00


NET

Между реальностью и воображением
Art Knows No Boundaries Кристоф Шлингензиф (Германия)

Фото: ddp/Florian Eisele,File, AP

Кристофа Шлингензифа не стало шесть лет назад, когда ему не было пятидесяти — и это, наверное, пока что самая большая потеря современного искусства в XXI веке. Самый талантливый европейский режиссер-акционист совершенно точно знал, каким образом закладывается взрывчатка под общественные, политические и эстетические предрассудки. Диапазон его провокаций включал в себя и оперу Вагнера с аборигенами в лесах Амазонки, и реальных неонацистов как актеров в легендарной постановке "Гамлета" на сцене Цюрихского драматического театра, и шоу наподобие "За стеклом" с нелегальными беженцами на главной площади Вены. Результаты одинаково эффективно шокировали как левых, так и правых и самых умеренных. Художник как добровольный объект всеобщей — действительно всеобщей — ненависти: на эту позицию других таких последовательных и умных кандидатов не было. Главным личным свойством Шлингензифа было дружелюбное бесстрашие, с которым он из этой позиции "глобальной неправоты" вел никогда не прекращавшийся диалог со всеми желающими — будь то президент страны или раздраженный пенсионер. Целью этого диалога было не убеждение, а смятение, не новый порядок, а новый хаос. То, что выставка фото- и видеоработ Кристофа Шлингензифа пройдет в рамках фестиваля Нового европейского театра, абсолютно правильно. То, что она посмертная,— непоправимая несправедливость.

Галерея "На Солянке", 24 ноября — 18 января


NET

Гала
Gala Компания R.B. Jerome Bel (Франция)

Фото: Josefina Tommasi

Вообще-то "гала" — это парад достижений, демонстрация профессионального блеска. У Жерома Беля "Гала" — это танцевальное шоу для профессиональных танцовщиков и любителей, которые ни при каких обстоятельствах не могли бы претендовать на участие в обычном спектакле. Жером Бель создал зрелище необычайной красоты и интенсивности — только не нужно путать его с инклюзивным театром (хотя тут есть и участник в инвалидном кресле) и с "Танцами на льду", где профессионалы по мере сил дрессируют любителей, добиваясь попадания в канон. У Беля двадцать человек исполняют классическое балетное па (или танцуют в стиле диско), а показывают при этом прежде всего самих себя — целеустремленных, сосредоточенных, отчаянных, и, главное, неодинаковых. И в этом нет решительно ничего умилительного, а есть огромная виртуозность, способная конкурировать с любыми 32 оборотами.

Театр наций, 5 декабря, 19.00


Вся лента