Азия стучит вам в дверь

Основная задача начинающегося во Владивостоке форума — обеспечить более тесные контакты представителей власти и бизнеса России и азиатских стран.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Михаил Коростиков, корреспондент "Ъ"

Несмотря на то что наша страна уже третий год испытывает известные трудности, она продолжает оставаться на плаву и вызывать определенный интерес со стороны бизнесменов из других государств.

Экономический климат на российском Дальнем Востоке всегда был неважным. По инвестиционной привлекательности (учитываются показатели регуляторной среды, инфраструктуры и институтов для бизнеса) большинство регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, находятся в последней трети рейтинга регионов России, подготовленного Агентством стратегических инициатив. По валовым экономическим показателям Дальний Восток, согласно "РИА Рейтингу", выглядит несколько лучше, чем страна в целом, и по разным отраслям за последний год продемонстрировал рост от 3% до 8%. Авторы рейтинга, впрочем, связывают это с достаточно низкой базой.

Несмотря на, казалось бы, неважные экономические показатели, Дальний Восток уже второй сентябрь подряд привлекает достаточно представительные делегации из азиатских государств. В этот раз, как сообщил помощник президента Юрий Ушаков, на нем ждут более 3 тыс. гостей из 35 стран. Ожидается подписание 130 соглашений более чем на 1 трлн руб. Юрий Ушаков уточнил, что это только заранее согласованные документы — в ходе форума сумма, как правило, возрастает.

Впрочем, обольщаться не стоит: подавляющее большинство подписанных документов будут "меморандумами о взаимопонимании". То есть документами, не имеющими юридической силы, задача которых зафиксировать интерес партнеров друг к другу. Тем не менее именно такое знакомство, по мнению большинства моих собеседников среди японских, корейских и китайских бизнесменов и чиновников,— это то, чего катастрофически не хватает обеим сторонам. Главная задача форума, признаются российские чиновники,— нетворкинг, то есть кулуарное общение и завязывание новых контактов.

"Мы очень плохо друг друга понимаем. У нас очень разный менталитет. В России недостаточно хороших китаистов,— заметил в разговоре со мной первый заместитель директора Института социального развития Европы и Азии при Исследовательском центре Госсовета КНР Сунь Чандун.— Китайские бизнесмены боятся за безопасность своих инвестиций в Россию. Они боятся ваших чиновников. Нам нужно больше удачных примеров сотрудничества". То же самое верно для любой другой азиатской страны. Россияне, в отличие от американцев, британцев и французов, не имеют длительной истории общения с азиатами: до начала XX века мы практически не торговали и не воевали.

Кстати, о китайцах. Делегация главного стратегического партнера России в Азии в этот раз серьезно уступает по численности и представительности корейской и японской. Их в этот раз возглавляют президент Кореи Пак Кын Хе и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Мнения, почему так вышло, расходятся. Одни мои собеседники среди вовлеченных в азиатскую тематику чиновников и экспертов утверждают, что Владимир Путин и российские бизнесмены решили обстоятельно пообщаться со своими китайскими друзьями на форуме G20 в Ханчжоу, куда 3 сентября президент России вылетит прямо из Владивостока. Другие полагают, что Пекин просто выжидает. Со времени проведения прошлого ВЭФа Россия и Китай начали достаточно много совместных проектов в сферах сельского хозяйства, добычи ресурсов и инфраструктуры, и теперь китайцы хотят увидеть хотя бы какую-то отдачу.

Личные отношения Владимира Путина и Си Цзиньпина позволили государственным компаниям России и Китая сломать лед недоверия и начать бизнес, но в определенный момент в России стали раздаваться голоса о том, что Москва может попасть в зависимость от Пекина. С этой точки зрения преобладание на ВЭФе японцев и корейцев выглядит разумным. Их инвестиции не только помогут разбавить доминирование китайцев среди азиатских партнеров России, но и будут более прозрачны, так как, скорее всего, придут по большей части от частных компаний. Они намного больше, чем китайские государственные гиганты CNPC и Sinopec, заинтересованы в российском инвестиционном климате, а значит, будут оказывать давление на руководство дальневосточных регионов.

Особенно важен этот форум будет для российско-японских отношений, переживающих в последний год ренессанс. 6 мая Синдзо Абэ во время визита в Сочи предложил российскому руководству "новый подход" к двусторонним отношениям, включавший сотрудничество в восьми сферах. Помимо традиционных нефти, газа и металлов в перечень входили также инфраструктура и здравоохранение. Российская общественность напряглась, поскольку любое значимое экономическое сотрудничество Япония ранее увязывала с прогрессом "переговоров о Курильских островах". Но 30 августа агентство Nikkei развеяло страхи, сообщив, что Япония намерена сотрудничать с Россией вне зависимости от того, согласится та отдать острова или нет. Несколько месяцев назад Россия в ответ на "8 пунктов Абэ" приготовила список из 49 проектов, где хотела бы видеть японские инвестиции. На ВЭФе станет известно, по какой части этого списка удалось договориться.

ВЭФ в нынешнем году вряд ли поразит наблюдателей многомиллиардными реальными контрактами. Успехом будет, если он не поразит гостей организационным хаосом, сопровождавшим форум 2015 года. На этом этапе важно, начнут ли российские и азиатские бизнесмены после его окончания называть друг друга по имени.

Вся лента