"Голос" подадут в пятый раз

Первый канал открывает новый сезон музыкального шоу

Шоу музыка

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

На "Первом канале" стартует новый сезон "Голоса" — престижного вокального конкурса, который снова предъявит аудитории новых артистов с большими амбициями, но без особо выдающегося будущего, считает БОРИС БАРАБАНОВ.

В эту пятницу последние отпускники еще только будут возвращаться домой, а "Первый канал" уже запустит пятый сезон шоу "Голос", которое не без оснований претендует на звание главного поставщика талантов на российскую эстраду. Прошлогодний, четвертый сезон озадачил телеаудиторию переменами в жюри, а состав участников был, напротив, не слишком богат самобытными персонажами. И производители программы вытащили из рукава карту, которая может сыграть только один раз. В шоу принял участие отец Фотий — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора. С самого начала у монаха были большие шансы на победу и в силу безусловного вокального таланта, и по причине особого социального статуса. В наши времена при прочих равных человек в церковном одеянии с большой вероятностью побеждает светского персонажа, если только этот светский персонаж не представляет группу людей с особенностями развития, как это произошло, например, в шоу "Голос. Дети".

Перед началом пятого сезона "Голоса" жюри покинул Александр Градский, абсолютный классик, авторитет которого не подвергался сомнению. Аналогичная роль в английском "Голосе" до недавнего времени была отведена Тому Джонсу. Согласившись на судейство в "Голосе" в 2012 году, господин Градский мгновенно перечеркнул сложившийся образ мизантропа-брюзги, сидящего в своей норе и критикующего все молодое и свежее, что появляется в музыке. Градский был огромной находкой. Он шутил, он легко импровизировал, вспоминал былые подвиги, прекрасно подбирал репертуар для подопечных (впрочем, не без крена в собственный каталог) и в итоге выиграл три сезона из четырех.

В этом году жюри покинул и Василий Вакуленко, он же Баста, который, по правде сказать, слишком уж скромничал и, кажется, до конца так и не почувствовал себя в этом формате своим. Впрочем, на его популярности "Голос" все равно сказался. Нынешней весной он дал два концерта в Кремле и вообще на глазах стал мейнстримовой фигурой, чье влияние простирается далеко за рамки хип-хоповой конъюнктуры.

В "Голос" вернулись Дима Билан и Леонид Агутин. Полина Гагарина и Григорий Лепс остались на своих местах. Таким образом, идеальная формула "артист старшего поколения + артист среднего поколения + молодой артист + блондинка" нарушена. Продюсерам "Голоса" опять придется придумывать нечто экзотическое, жать не столько на музыкальные, сколько на человеческие клавиши, вспоминать законы сериальной драматургии. В памяти еще свежо выступление в четвертом сезоне внучки Юрия Визбора Варвары, к которой на этапе слепых прослушиваний не повернулся ни один из судей. Эта несправедливость, которую признали и сами наставники, расстроила аудиторию и привлекла к певице огромное внимание, такое, что еще неизвестно, у кого сегодня дела идут лучше — у Фотия или Варвары.

"Голос" будет держать нас в напряжении до декабря. Главные претензии, которые предъявляют всем телевизионным конкурсам вокалистов, похожи. Это только на первый взгляд кажется, что если тебя каждую пятницу показывали по ТВ и тебе рукоплескала студия в "Останкино", то дальше все пойдет как по маслу. На деле конкурсы не гарантируют победителям и тем более участникам долгой жизни на сцене. Когда в "Голосе" судействовал Александр Градский, он хотя бы мог обеспечить подопечных работой в своем театре. Похожим образом пытается заботиться о членах своей команды Григорий Лепс. Не сказать, что кто-то из них на данный момент отметился большими хитами. Имена из четвертого сезона хоть как-то на слуху. Однако уже тогда, в 2015 году, было ясно, что гастрольная жизнь может не сложиться ни в сольном режиме, ни в формате "сборных солянок". Многие участники первых трех сезонов вернулись на уровень клубов. Фильм "Голоса большой страны", в котором были заняты все "звезды" проекта, согласно данным сайта "Кинопоиск", был снят за 120 млн руб. и заработал в прокате лишь 22 млн руб. Помимо дефицита крепких менеджерских и продюсерских команд, которые ждали бы участников "Голоса" на выходе из студии, есть элементарный дефицит репертуара. На самом деле, наряду с шоу "Голос" музыкальной индустрии не помешало бы шоу "Сонграйтер", где молодых людей учили бы писать шлягеры для тех, у кого все в порядке с голосом. Вот тогда картина на самом деле изменилась бы кардинально.

Вся лента