«Елена Батурина — тот пример, которому хочется подражать»

Соучредитель «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская в интервью «Ъ FM»

Самой богатой женщиной в России признана Елена Батурина. Рейтинг опубликовал журнал Forbes. Издание оценило состояние супруги Юрия Лужкова чуть более чем в $1 млрд. В этом году она стала богаче на $100 млн. Forbes в четвертый раз подсчитывает капиталы российских бизнес-леди, и Батурина — бессменный лидер рейтинга. Впервые в список вошла супруга основного акционера «Фосагро» Андрея Гурьева, а также бывшая жена Романа Абрамовича Ирина. Среди участниц рейтинга также основательница интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук и член совета директоров инвестиционной компании «Прогресс-Капитал» Ольга Белявцева. Девятое место в рейтинге Forbes заняла соучредитель «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская. Она обсудила тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Как бы ответили на вопрос, влияет ли пол на бизнес? Тяжело ли женщине в России быть бизнесменом?

— Я не могу за всех женщин отвечать, я бы сказала за себя. Для меня это скорее плюс, чем минус. Потому что я работаю в мужском бизнесе: информационные технологии, особенно информационная безопасность — это все-таки бизнес мужской. И у меня здесь срабатывает принцип светового пятна: на меня чаще обращают внимание, чем, скажем, на мужчин в серо-синих костюмах.

— А вы этим, конечно, стараетесь беззастенчиво пользоваться?

— Наверное, я этим пользуюсь, да. Уж не знаю, как, застенчиво или нет, но как-то, наверное, пользуюсь.

— Как вы оцениваете сам рейтинг Forbes? Вы-то все знаете про свой бизнес, успешны вы или нет. Это скорее напоминание для других, напоминание, что у вас все в порядке?

— Для меня это некоторая загадка. Я на самом деле о рейтинге узнала сегодня, когда мне позвонило какое-то другое радио. Я полезла посмотреть в интернет и удивилась, что Forbes посчитал мое состояние упавшим или снизившимся. А поскольку мое состояние — это в основном активы компании, которой я владею, а компания за прошлый год выросла на 40%, то такое «снижение» довольно странно.

— Видите, это даже повод для вас обидеться на то, что вы оказались на девятом месте в рейтинге Forbes. А представляете, сколько женщин в России, которые мечтают оказаться на этом девятом месте?

— Я не думаю. На самом деле, большие деньги — большие проблемы.

— Как вы думаете, большинство женщин-успешных предпринимателей в России — это самостоятельные бизнес-единицы или все-таки жены успешных предпринимателей или чиновников, которые, скажем, помогают им вести бизнес, делают его успешным?

— Как я вижу по рейтингу, это все-таки в основном второе. Редко кто-то сделал себя сам. Скажем, Мария Шарапова — человек, который действительно сделал себя сам и получает свои деньги в спорте. А такие самостоятельные бизнесмены, к сожалению, довольно редки.

— И вот мы видим, что есть примеры того, что развестись с мужем можно, после чего ты оказываешься в рейтинге.

— Да, это верно.

— Ваш муж в интервью нам отметил, что вы ведете бизнес вместе и что рейтинги, с его точки зрения, это не показатели успеха. Он тоже несерьезно относится к рейтингу Forbes?

— Я думаю, что несерьезно, конечно. Невозможно серьезно относиться, когда ты не понимаешь процедуру и методику подсчета, особенно по закрытой компании. По публичной компании все ясно: там есть компания, есть капитализация, сегодня посчитали, завтра в рейтинг. А если компании закрыты — а у меня их, допустим, семь, — как считать их капитализацию? Все они технологичные, все делают какой-то интеллектуальный продукт. Интеллектуальная собственность сама по себе стоит дорого. Вот как ее оценивать? Это довольно нетривиальный вопрос.

— Я так понимаю, что составители рейтинга сами не обращаются за дополнительной информацией к бизнесменам, о которых они пишут, о которых они выставляют списки?

— Нет, ко мне обращались, спросили, во сколько бы вы примерно оценили компанию. Я назвала сумму. Они оценили ее ниже.

— Хорошо, вы сами поставили бы себя на какое место в этом рейтинге?

--Я не хочу ставить на место. Я считаю, что это неправильно. Место — это какая-то условность, место, не место, какая разница? Я говорю об общей сумме компании. Оценка, мне кажется, должна быть выше, потому что у нас бизнес за прошлый год серьезно вырос — суммарно по группе компаний на 40%. По мнению Forbes, стоимость капитализации снизилась. Я вижу в этом некий разрыв логики.

— Что, на ваш взгляд, позволяет Елене Батуриной уже который год возглавлять рейтинг Forbes Women? Она успешный бизнесмен, или есть какие-то другие причины?

— Думаю, что она и успешный бизнесмен в том числе. Конечно, раньше все кивали на наличие у нее «правильного» мужа. Но, с другой стороны, она, конечно, очень умная, энергичная женщина, которая сумела грамотно распорядиться деньгами и сильно преувеличить капитал. Поэтому Елена Батурина — это как раз такой пример, которому хочется подражать.

— И муж сейчас уже не такой влиятельный, а, тем не менее, она продолжает увеличивать свои капиталы.

— И, тем не менее, она продолжает, капитал нарастает, то есть она все делает правильно.

«Коммерсантъ FM» опросил женщин-предпринимателей, насколько легко быть бизнес-леди в России. Все они имеют молодой бизнес с годовой выручкой порядка $1 млн, и все сошлись во мнении, что пол на карьеру не влияет.

Соучредитель Articul Media Group и компании по производству энергетического мармелада Megaday Ольга Куликова: «Никаких недостатков в том, что я женщина, нет. Наоборот, есть только одни сплошные достоинства. Потому что можно использовать какие-то врожденные качества, присущие женщинам, — интуиция, например. Мне кажется, у мужчин больше расчета, чем интуиции. Единственная сложность — кроме того, что женщина бывает руководителем и предпринимателем, она бывает еще и мамой, и ей приходится делить время между семьей, детьми и бизнесом. И мужчина может сказать, что я предприниматель, я работаю. И есть мама, которая сидит с его детьми».

Арт-директор и владелица компании по заказу головных уборов Totti Ирина Балыковская: «Я же не занимаюсь политикой, это там жесткая конкуренция с мужчинами. Наоборот, женщине, наверное, даже легче, потому что она не столько сухо смотрит на цифры, сколько может делать некоторые вещи интуитивно, чувствует свои душу и сердце. Поэтому я думаю, что женщины даже находятся больше в приоритете с точки зрения создания бизнеса, тем более я занимаюсь такой приятной вещью, как мода».

Создатель «Общества с натуральным вкусом №1» Александра Шафорост: «Вне зависимости от того, свой ли у тебя бизнес или ты работаешь на корпорацию, в моей личной жизни пол точно никогда не влиял ни на решение о повышении, ни на решение о том, каким типом проекта ты будешь заниматься. Поэтому я считаю, что быть женщиной-руководителем — это только гигантский плюс, потому что помимо того, что ты можешь использовать свой ум, ты еще также можешь использовать такие женские качества, как улыбку, гибкость, немного игривости, и это всегда помогает, особенно если ты окружен мужчинами».

Вся лента