Огонь, вода и медиатрубы

На Южном Урале и Зауралье исследовали средства массовой информации

Фонд «Медиастандарт» включил Челябинскую область в число регионов с удовлетворительным уровнем развития медиасферы, Курганскую область — с неудовлетворительным. В обоих регионах отмечается высокий уровень доверия к СМИ со стороны населения, но в Челябинской области профессионализм журналистов оценивается высоко, в Курганской — ниже среднего. На Южном Урале участники рынка по-разному отзываются о развитости медиасферы: одни говорят о ее высоком уровне, но отсутствии глубины, другие — указывают на низкую профессиональность журналистов из-за ухудшения качества гуманитарного образования в регионе.

Жители регионов часто проверяют информацию, изложенную в СМИ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фонд «Медиастандарт» (зарегистрирован 30 декабря 2014 года по инициативе Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина) представил интерактивную карту исследований региональной прессы, которые проводились в течение двух лет. Регионы разделены на территории с положительным, удовлетворительным, неудовлетворительным и критическим уровнем развития медиасферы. Челябинская область отнесена к числу регионов с удовлетворительным уровнем. Согласно исследованию, в области много телеканалов, радиостанций и печатных изданий (по данным Роскомнадзора, на 15 августа в регионе зарегистрировано 1031 СМИ). Уровень открытости представителей власти для журналистов в исследовании оценили как средний. По информации авторов исследования, субсидии на поддержку СМИ в области составляют 200 млн руб. при среднероссийских 400 млн. Участие бизнеса в капитале СМИ Челябинской области оказалось выше среднего. Одним из главных показателей медиарынка в регионах авторы исследования назвали уровень доверия населения к СМИ. На Южном Урале 74% опрошенных ответили, что доверяют или скорее доверяют журналистам, 34% опрошенных часто или очень часто встречается с обманом в СМИ, а 82% проверяют полученную информацию, если заметят, что получили неполные или ложные сведения. «Все показатели, оценивающие контент СМИ Челябинской области, оказались выше среднего. Качество информации, ее полнота, достоверность и оперативность, а также профессиональный уровень журналистов оценены высоко», — отмечают авторы исследования. Средняя зарплата журналистов составляет 0,88 от средней в регионе (30 тыс. руб. в июне 2016 года, по данным Челстата) и 1,18 от средней зарплаты журналиста в РФ.

Соседнюю Курганскую область эксперты назвали неудовлетворительной по уровню развития медиасферы. В регионе, по данным исследования, очень низкая политическая активность. Первые лица ведут себя несколько закрыто по отношению к журналистам, однако открытость структур региональной власти в целом находится на среднем уровне. СМИ в области доверяют 74% опрошенных, 29% встречаются с обманом в прессе, 85% перепроверяют информацию, если она неполная. Профессионализм журналистов и качество информации в Курганской области оценены ниже среднего уровня. Бюджетная поддержка СМИ в регионе составляет 50 млн руб. Оплата труда журналистов составляет 0,87 от средней зарплаты в регионе (25 тыс. руб. в июне 2016 года, по данным Курганстата) и 0,89 от среднего заработка журналистов в РФ.

Руководитель медиахолдинга «Гранада-Пресс» Сергей Филичкин считает, что в Челябинской области всегда существовало сильное журналистское сообщество. «Подросло неплохое поколение молодых журналистов. Они оперативны, хорошо ищут информповоды, работают с первоисточниками. Может быть, где-то им не хватает глубины, но в основной массе у читателей нет на нее запроса. Хиты — это криминал, скандалы, светская хроника. Серьезные проблемы с журналистами по экономическим темам», — пояснил он. Декан факультета журналистики Челябинского госуниверситета Борис Киршин считает, что журналистов в регионе готовят «неплохо», но на практике их навыки не востребованы. «В связи с кризисом все упрощается. Важен только финансовый результат. СМИ освещают то, что есть. Единственное, что кризис заставляет постоянно оглядываться на позицию тех людей, от которых СМИ получает деньги», — считает господин Киршин. По его словам, в сложных экономических условиях прессе нужна поддержка со стороны региональных властей, а она сокращается.

Директор портала Ural1.ru Роман Грибанов, напротив, уверен, что за последние 10 лет Челябинск пережил «гуманитарную катастрофу», которая серьезно и в худшую сторону отразилась на медиасообществе. «В первую очередь это падение уровня преподавания в гуманитарных университетах. В том числе за счет того, что преподают не практикующие педагоги», — говорит он, добавляя, что притока талантливых журналистов на рынке последние несколько лет нет. «В результате сегодня местные СМИ низкопрофессиональны, на 100% „релизозависимы”, работают исключительно в контакте с пресс-службами», — говорит он. Однако господин Грибанов отметил, что на этом фоне растет уровень работы пресс-служб, сотрудники которых, как правило, являются выходцами из журналистики 90-х годов, когда практическая школа была на высоком уровне.

Надежда Алексеева, Татьяна Дрогаева

Вся лента