ФАС возбудила дело против Apple

Корпорацию подозревают в координации цен на iPhone в России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении Apple Inc и четырех ее дочерних компаний, в том числе ООО «Эппл Рус». Как выяснила ФАС, большинство реселлеров Apple установили одинаковые цены на iPhone 6s и iPhone 6s Plus с момента выхода на российский рынок в октябре 2015 года и удерживали их в течение определенного времени. Служба полагает, что сама Apple могла координировать эти действия. За нарушение, признаки которого усмотрела ФАС, юридическим лицам грозит штраф в размере от 1% до 15% выручки, полученной от реализации товаров. Представитель Apple в России решение ФАС не комментирует.

Фото: Damir Sagolj/File Photo, Reuters

О возбуждении дела в отношении группы лиц в составе ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International, Apple Inc. по ч. 5 ст. 11 закона «О защите конкуренции» ФАС сообщила на своем сайте. «ФАС усматривает признаки координации ценообразования на территории РФ у реселлеров Apple iPhone, что стало причиной установления одинаковых розничных цен на эти смартфоны»,— говорится в пресс-релизе.

Представитель Apple в России отказался комментировать “Ъ” факт возбуждения дела ФАС.

По сообщению ФАС, основанием для расследования стало обращение гражданина с информацией об установлении одинаковых цен на модели Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus 16 основными реселлерами: МТС, «М.Видео», «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «Эльдорадо», «Евросеть», OZON, re:Store, «Связной», «МегаФон», «Юлмарт», MediaMarkt, «Ситилинк», «Холодильник.ру», DNS, ИОН («Ноу-Хау»), «Техносила». В продаже эти устройства появились на российском рынке в октябре 2015 года, напоминает ФАС. «Расследование показало, что с начала официальных продаж смартфонов iPhone 6s и iPhone 6s Plus в России большинство реселлеров установили на них одинаковые цены и удерживали их в течение определенного времени. Помимо этого антимонопольным ведомством было установлено совпадение цен реселлеров и на другие модели смартфонов Apple»,— говорится в сообщении ФАС. Такие совпадения, полагает ведомство, «могут являться результатом координации ценообразования российских реселлеров группой компаний Apple, которая привела к установлению цен на российском рынке и принятию так называемых рекомендованных цен в качестве обязательных».

За нарушение антимонопольного законодательства, признаки которого ФАС усмотрела в действиях официальных ритейлеров Apple, а именно согласованные действия ритейлеров, являющихся конкурентами и осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке, направленные на установление и поддержание цен на конкретный товар, ответственность предусмотрена в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ, рассказала “Ъ” старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. «Согласно данной статье, пункту первому, за заключение недопустимого с точки зрения законодательства соглашения — в данном случае речь идет о горизонтальном картельном соглашении — для юридических лиц предусмотрена в частности ответственность в виде административного штрафа в размере от 1% до 15% выручки, полученной от реализации товара, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара. Проще говоря, в случае установления вины хозяйствующих субъектов в организации картельного сговора, необходимо будет произвести расчеты выручки и расходов ритейлеров в связи с реализацией конкретной модели смартфона»,— сообщила юрист.

О том, что ФАС готовится возбудить дело в отношении Apple, руководство службы предупреждало еще в июне. Ранее представители реселлеров рассказывали, что накануне выхода нового продукта Apple они получали список с рекомендованными ценами на устройства. «Я точно знаю, что мы ни с кем ценообразование не координировали,— заявил “Ъ” президент “Евросети” Александр Малис.— Мы писали в ФАС и ставили их в известность, что такой координации у нас точно не было. Вообще так можно сказать про любую новинку — в течение двух дней после выхода ее на российском рынке устанавливаются одинаковые цены. Рынок саморегулируется». В МТС, «МегаФоне», «Вымпелкоме» от комментариев отказались.

В официальном интернет-магазине Apple в России цены на iPhone 6s сейчас начинаются от 56 990 руб. за модель с 16 Гб памяти. iPhone 6s Plus с аналогичным объемом памяти стоит от 65 990 руб. В онлайн-магазине «Связной», который закупает устройства у Apple напрямую, стоимость iPhone 6s с 16 Гб памяти составляет 51 990 руб., цена iPhone 6s Plus с 16 Гб — 59 990 руб. В интернет-магазине сотового оператора МТС, закупающего Apple у посредников, стоимость iPhone 6s начинается от 50 990 руб., а iPhone 6s Plus — от 56 990 руб.

В 2015 году в России было продано 26,2 млн смартфонов, что на 5% ниже результата 2014 года. Выручка от продаж смартфонов выросла на 9%, до 267 млрд руб., оценивала «М.Видео». В количестве продаж по итогам декабря 2015 года доля Samsung составила 21%, Lenovo — 11%, а Apple — 10%. В выручке от продаж Apple занимала 35%, Samsung — 22%, Lenovo — 9% (данные «Евросети»). В 2015 году выручка «Эппл Рус» составила 74,5 млрд руб., чистая прибыль — 7,2 млн руб. Это ниже показателей 2014 года на 22,4% и 99,44% соответственно.

В 2011 году ФАС уже заводила дело на МТС и «Вымпелком» в связи с ценовым сговором на iPhone 4 в черном цвете. Два сотовых оператора тогда были импортерами и оптовыми продавцами iPhone. Тогда ФАС обнаружила ценовой сговор на iPhone в оптовом звене, причем Apple не давала рекомендация по ценам. В 2012 году МТС и «Вымпелком» были оштрафованы на 16 млн руб. и 18 млн руб. соответственно, что примерно соответствовало 1% от выручки на рынке.

Владислав Новый, Роман Рожков

Вся лента