Москва укрепляет береговую линию

Столичные власти взялись за проект реновации набережных

В столичной мэрии приступили к реализации масштабной программы по реновации 200 км городских набережных. Их облик был намечен в 2014 году на международном архитектурном конкурсе, когда в каждом районе на Москве-реке решили построить "порты будущего" с магазинами, жильем и спорткомплексами. Первым этапом станет реконструкция Пресненской набережной у "Москва-Сити", которую достроят до Шелепихинской набережной и соединят развязкой с Третьим транспортным кольцом.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

О начале реализации проекта развития Москвы-реки заявил столичный мэр Сергей Собянин. Отметив, что сейчас около половины городских набережных недоступны для горожан или некомфортны, градоначальник пообещал создать "нормальные, комфортные подходы к реке". Отметим, что Москва-река и прибрежные территории занимают десятую часть площадей города (10,4 тыс. га), но четверть из них занята промышленными зонами.

Напомним, в 2014 году городские власти провели международный архитектурный конкурс на "градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке". В нем приняли участие 216 компаний из 15 стран. Победители конкурса из российского бюро "Проект Меганом" (ранее проектировало торговые центры "Цветной" в Москве и Luxury Village в Барвихе) предложили построить в каждом районе города "порты будущего" — "общественные пространства, вынесенные на реку, стягивающие вокруг себя микрорайон и превращающие реку в позвоночник города". К примеру, в Строгино архитекторы спроектировали спорткомплекс из шести зданий, построенных вокруг поймы с курсирующими по ней речными трамвайчиками, а в центре Москвы предложили сделать искусственные берега с деревьями, камышами и высокой травой — так, чтобы Москва-река сузилась и стала похожей на деревенские водоемы. Всего предлагалось обустроить 11 "портов" городского значения и 26 районных.

По словам господина Собянина, первым этапом реализации программы станет реконструкция Пресненской набережной в районе "Москва-Сити", которую планируется продлить до Шелепихинской набережной. Архитекторы из "Проекта Меганом" предлагали накрыть пространство между "Москва-Сити", набережной и Третьим транспортным кольцом внушительным желто-оранжевым стилобатом, спрятав под этой конструкцией гибрид из паркинга, станции метро, ресторанов и магазинов. Правда, в презентации столичного стройкомплекса стилобата и гибрида уже нет: их место занимает многополосная набережная и плоскостная транспортная развязка кольцевого типа. Впрочем, на набережной все равно планируется оборудовать велодорожку, а господин Собянин пообещал высадить деревья, поставить скамейки и "сделать прогулочный променад". Глава бюро "Проект Меганом" Юрий Григорян пояснил "Ъ", что для столичного стройкомплекса "приоритетом являются дороги, а не общественные пространства", пообещав отстаивать свой проект реконструкции Пресненской набережной в структурах мэрии.

В "Проекте Меганом" не смогли назвать как стоимость реконструкции набережной, так и цену всей программы реновации берегов реки в целом. Затруднились сделать это в городском департаменте капремонта (проводит благоустройство по программе "Моя улица") и в столичном стройкомплексе. Столичный вице-мэр Марат Хуснуллин ранее уточнял, что часть проекта будет реализована за счет инвесторов: он приводил в пример застраивающую ЗИЛ компанию ЛСР, которая будет обустраивать за свой счет один километр местной набережной. По оценкам некоторых девелоперов, это обустройство стоит до 2 млрд руб.

Господин Григорян считает логичным создать для реализации проекта реновации набережных отдельное ведомство: "Ведь тут затрагиваются интересы дорожников, строителей, служб благоустройства и инвесторов". В Москомархитектуре подтвердили, что идея создания "государственного девелопера" для реализации проекта обсуждается, однако решения по ней нет.

В столичной мэрии не скрывали, что одной из целей программы станет повышение привлекательности береговой полосы протяженностью 201 км для застройки. На момент проведения архитектурного конкурса в 2014 году в береговой зоне было построено 22 млн кв. м площадей, и лишь 4 млн кв. м из них занимало жилье. В консалтинговой компании CBRE полагали, что после реализации концепции может быть построено 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.

По словам господина Собянина, реконструкция и продление Пресненской набережной займет три-четыре года. При этом в 2017 году городские власти собираются благоустроить девять набережных (в том числе Смоленскую, Москворецкую, Болотную и Якиманскую), а в 2018 году — еще десять. В планах на 2018 год фигурируют, в частности, Софийская, Раушская, Космодамианская, Андреевская и Бережковская набережные. Господин Григорян подчеркнул: "Важно сделать это хорошо. И это то, к чему мы собираемся приложить руку".

Александр Воронов

Вся лента